Герои произведения белый пароход. Белый пароход, в сокращении. без зародыша зерно не прорастает

Кадр из фильма «Белый пароход» (1975)

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тётка Бекей - дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещё жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тётка Бекей - самая несчастная на свете, потому что у неё нет детей, за это и бьёт её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далёкий город.

Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывёт он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живётся у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!

По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

***

В давние-предавние времена жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили всех. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили моих оленят, - говорила она. - А вымя моё переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.

Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель - бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи - Бугубаем. От него и пошёл род Бугу.

Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется.

***

Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков - приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоём с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди... И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция - ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут ещё этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошёл, точно встретил братьев родных.

И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот всё отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз - вырвался, сплюнул кровь и ушёл.

Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него...

Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, - вернулись всё-таки! - да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушёл в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.

На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов - видно, звери были непуганые, из заповедника.

Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян - мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались - стоял и смотрел на обезображенную голову той, что ещё вчера была Рогатой матерью-оленихой.

Скоро все расселись за столом. Мальчика всё время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.

И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернётся в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду...

Пересказала

«После сказки (Белый пароход)» Айтматов

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а еще жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у нее нет детей, за это и бьет ее спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.

Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далекий город.

Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывет он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живется у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!

По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

«...Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Знесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили у меня моих оленят, — говорила она. — А вымя мое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль. Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошел род Бугу. Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссык-кульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется». Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди... И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут еще этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошел, точно встретил братьев родных. И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот все отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушел. Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него... Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись все-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушел в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах. На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника. Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что еще вчера была Рогатой матерью-оленихой. Скоро все расселись за столом. Мальчика все время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит. И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернется в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду...


Мальчик с дедом проживали на территории лесного кардона. Женщин на кардоне проживало трое - это дочь дедушки, которую звали Бекей, жена Орозкула, человека, который на кардоне был главным, бабка. А также жена Сейдахмата, который был подсобным рабочим. Самая несчастная на свете тетка Бекей, так как ее часто бьет, когда напьется, Орозкул из-за того, что она не может иметь детей. Расторопным, деда Момуна называли потому, что он был очень приветлив, готов был всем услужить.. Дед любил работать, а Орозкул, числившись начальником, любил разъезжать по гостям. Момун смотрел за скотиной, имел свою пасеку.В работе с утра до вечера, а сделать так, чтобы его уважали не мог.


Отца своего и мать мальчик не помнит. Никогда в жизни не видел их. Только знал, что отец матрос на Иссык-Куле, а мать в далеком городе, уехала туда после развода с отцом.
Мальчик любит, взобравшись на ближнюю гору, рассматривать в дедов бинокль Иссык- Куль. Близко к вечеру на озере был виден пароход, был он очень красивый- огромный, мощный с трубами. Мальчик хотел бы быть рыбой, но только со своей головой, которая имела длинную шею и оттопыренные уши. Он, рассказать ему, как он живет у Момуна, у самого лучшего деда, но не хитрого, над которым из-за этого все смеются. А Орозкул всегда кричит.

Вечерами дедушка любил рассказывать внуку сказки. В давние- давние времена на берегу реки Энесай жили киргизские племена. Враги напали на племя и убили всех людей.В живых остались только один мальчик и одна девочка. А потом дети тоже попали к врагам. Хан хотел покончить с киргизами, отдав их Рябой Хромой Старухе. Она повела их к берегу Энесая, то, вышедшая из леса, матка моралья попросила отдать ей детей. Мои оленята убиты людьми, но вымя мое полно молока,оно просит детей. Но старуха стала ее предупреждать о том. что эти дети человека и когда они вырастут, то могут убить твоих оленят. Люди не то, что зверей они даже друг друга не жалеют.

Дети выросли, поженились. Когда женщина начала рожать, то мужчина испугался и позвал мать- олениху. Издалека стал слышен переливчатый звон. Мать - олениха на своих рогах несла детскую кроватку-бешик, а на дужке колыбельки весел серебряный колокольчик и звенел. Женщина тут же и родила. Своего первого ребенка назвали-Бугубаем, в честь матери-оленихи. От сюда и пошел род Бугу. Умер как- то один богатый человек, а дети его решили на гробнице поставить рога марала. После этого случая в иссыкульских лесах маралам не было пощады. И моралы исчезли. Горы стали пустыми. А когда мать- олениха уходила то сказала, что никогда больше не придет.


В горах наступила осень, одновременно для Орозкула кончалось время праздной жизни у табунщиков и чабанов, приходила пора расплачиваться за всякие подношения. Вместе с Момуном им приходится тащить сосновые бревна, и поэтому Орозкул становился злым. Если бы он пристроился где-нибудь в городе, то там его бы наверное уважали. Там ведь живут культурные люди. И, если бы получил подарок, то бревна бы за это не таскал. А в совхозе часто бывает милиция и могут спросить, откуда тащить лес и зачем. От этом мысли Орозкул приходил в ярость.

Хотел бы побить жену, да далеко она была. Да дед этот еще встретил маралов,даже прослезился, как буд-то родных братьев повстречал.И когда уже было близко до кардона, основательно поругался со стариком- тот все просился его отпустить забрать внука из школы. Дело все-таки кончилось тем, что дед побросал в реке бревна и убежал за мальчишкой. Ничего не могло его удержать, даже то, что Орозкул двинул два раза деда по голове- тот вырвался, плюнул кровь и убежал. Но вернувшись домой, дед с внуком услышали, что Орозкул выгнал из дома жену, перед этим побив ее, а деда уволит с работы. Бекей плакала, проклиная отца, старуха бубнила, что надо попросить у Орозкула прощения, то куда им деваться на старости лет. Ведь старик у него в руках. Мальчик сказал деду, что встретил в лесу маралов- ведь все- таки вернулись, но дедушки было не до этого.

Тогда мальчишка окунулся в свой нереальный мир и стал просить мать- олениху принести Бекей и Орозкулу колыбельку на рогах. А тем временем приехали, чтобы забрать лес. Дед Момун семенил за Орозкулом, точно собачка. Приехавшие люди тоже повстречали маралов, наверное, звери были из заповедника, потому, что не пуганные. Вечером мальчик почувствовал, что пахнет мясом из висевшего на костре казана. Мальчик увидел пьяного деда, раньше он его таким никогда не видел. Орозкул и еще один приезжий тоже были пьяны Они сидели на корточках и делили между собой большую тушу мяса. А около сарая лежала голова морала с рогами Мальчик увидел это и остолбенел Хотел убежать, но ноги не послушались. Мальчик видел безображенную голову тоц, которая еще недавно звалась матерью-оленихой...


Скоро все сели за стол, мальчика постоянно подташнивало. Было слышно, как пьяные люди чавкая, ели мясо матери- оленихи. Сайдахмат рассказывал, что заставил старика, чтобы тот застрелил Олениху, а то Орозкул выгонит его.
И тогда мальчик решил, что будет рыбой, а в горы никогда не вернется. Он подошел к реке и вошел в воду.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Белый пароход». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Цели: 1) сформировать умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное

2) развивать речь, умения высказывать свои мнения, обогащать словарный запас, расширять кругозор новыми сведениями

3) осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (призвать к человечности, трудолюбию, привить любовь к окружающей среде, научить бережному отношению к природе).

Тип: урок-анализ художественного текста

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).

Приём: слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с жизнью, с казахской литературой

Оборудование: интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула и проблематика по повести «Белый пароход»)

Ход урока:

І. Организационный момент: Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.

ІІ. Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок-анализ художественного текста, и мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». Наша задача – раскрыть суть произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.

ІІІ . Опрос домашнего задания: 1 путь – репродуктивная, т.е. вопросно-ответная беседа.

Кто такой Ч.Айтматов? (Использование материала из книги Ч.Айтматова и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью»)

Моя родина – аил Шекер... С вершин Манасских гор, стекаясь капля к капле в бурлящий поток, несётся в наш аил белопенно-голубая река. Зовётся она Куркуреу...река, вскормившая всё в округе...

2 путь – использование эпиграфа .

Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова самого Ч.Айтматова:

Позднее я понял: в славном обычае знания «семи предков» - «жеті ата » крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню…

3 путь – высказывание своих мыслей, мнений :

Слово о заглавии. Почему повесть называется «Белый пароход»?

Какой смысл таится здесь?

Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа», «Природа и цивилизация»…

«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».

Вывод: Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.

Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)

Разве мальчик не должен жить с родителями?

И тут мы вспоминаем своих отцов и дедов (повторное чтение эпиграфа и осмысление).

4 путь – краткие пересказы содержания повести

Фабула повести:

    Мальчик (с дедом и бабушкой) в лесном кордоне.

    Первая радость – портфель с автолавки. Разговор с Сейдахметом.

    Расторопный Момун. Роль народной традиции в повести.

    Отношения деда и внука. Взаимосвязь поколений.

    Белый пароход – мечта мальчика.

Словарная работа:

Кордон-место малолюдное

Расторопный-елпек, елгезек

Отлынивать-уклоняться от какого-нибудь дела

ІҮ .Подробный анализ текста

Проблематика повести :

    Экологическая проблема. Отношение людей к природе. Человек и природа. Природа и катастрофа.

    Философская проблема. Смысл жизни человека, его предназначение, человек и мир, человек и цивилизация.

    Нравственная проблема. Отношение к традициям народа, гуманные поступки, моральные блага человечества

Ү. Выводы и закрепление:

1.Поднимая экологическую проблему, мы убеждаемся:

Человек – часть природы. Он не должен идти против природы, он должен жить законами природы – в этом его сила. Он должен бережно относиться к природе-матери.

2. Решая философскую проблему, мы говорим:

Каждый человек должен поставить перед собой цель и идти вперёд. 3. Нравственно подумав, мы заявляем:

Люди по-разному видят и понимают мир и своё предназначение: у одних – любовь, интерес, мечта и цель в жизни, у других – бесцельное каждодневное времяпрепровождение. Это неправильно! Каждый должен чтить и почитать старших, заботится о детях, иметь в душе тепло и свет.

ҮІ. На дом: анализ повести, чтение других произведений писателя.

ҮІ . Комментирование и выставление оценок учащихся.

Белый пароход
Краткое содержание сказки
Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей – дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а еще жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей – самая несчастная на свете, потому что у нее нет детей, за это и бьет ее спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником,

Большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далекий город.
Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывет он и скажет отцу своему, матросу: “Здравствуй, папа, я твой сын”. Расскажет, конечно, как ему живется у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
По вечерам дед рассказывал внуку сказку. “… Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. “Люди убили у меня моих оленят, – говорила она. – А вымя мое переполнилось, просит детей!” Рябая Хромая Старуха предупредила: “Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют”. Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель – бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи – Бугубаем. От него и пошел род Бугу.
Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется”.
Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков – приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция – ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут еще этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошел, точно встретил братьев родных.
И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот все отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по го-лове пару раз – вырвался, сплюнул кровь и ушел.
Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…
Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, – вернулись все-таки! – да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушел в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.
На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов – видно, звери были непуганые, из заповедника.
Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян – мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались – стоял и смотрел на обезображенную голову той, что еще вчера была Рогатой матерью-оленихой.
Скоро все расселись за столом. Мальчика все время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит.
И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернется в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…

Related posts:

  1. Джамиля Краткое содержание повести Шел третий год войны. Взрослых здоровых мужчин в аиле не было, и потому жену моего старшего брата Садыка (он также был на фронте), Джамилю, бригадир послал...
  2. Прощай, Гульсары! Краткое содержание повести Минувшей осенью приехал Танабай в колхозную контору, а бригадир ему и говорит: “Подобрали мы вам, аксакал, коня. Староват, правда, но для вашей работы сойдет”. Увидел...
  3. И дольше века длится день Краткое содержание повести Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток… А по сторонам от железной дороги в этих...
  4. Чингиз Айтматов, автор произведений “Верблюжий глаз”, “Джамиля”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “И дольше века длится день”, “Прощай, Гульсары!”, “Плаха”, в семидесятые годы нашего века написал повесть “Белый пароход”. Будучи киргизом...
  5. Природа не признает шуток; она всегда правдива;ошибки же и заблуждения исходят от людей. И. Гете Чингиз Айтматов – один из ведущих писателей нашей современности. Его роман “Плаха” – очень популярное...
  6. Законы человеческих отношений не поддаются математическим расчетам, и в этом смысле Земля вращается, как карусель кровавых драм… Ч. Айтматов Роман Чингиза Айтматова “Плаха” основан на идее противоречивости человеческой природы. С...
  7. Белый Клык Краткое содержание повести Отец Белого Клыка – волк, мать, Кичи, – наполовину волчица, наполовину собака. Пока еще у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил...
  8. Белый вождь Краткое содержание романа Действие происходит в Мексике в конце XVIII – начале XIX в. Роман открывается описанием праздника в честь дня Св. Иоанна в маленьком мексиканском городке Сан-Ильдефонсо....
  9. Моби Дик, или Белый Кит Краткое содержание романа Молодой американец с библейским именем Измаил (в книге Бытия сказано об Измаиле, сыне Авраама: “Он будет между людьми, как дикий осел, руки...
  10. Петербург Краткое содержание романа Аполлон Аполлонович Аблеухов сенатор весьма почтенного рода: он имеет своим предком Адама. Впрочем, если говорить о временах не столь отдаленных, то во времена царствования Анны Иоанновны...
  11. Вилла “Белый конь” Краткое содержание повести Марк Истербрук, человек научного склада и довольно консервативных взглядов, однажды наблюдает в одном из баров Челси поразившую его сцену: две девицы, одетые неряшливо и...
  12. Котик Летаев Краткое содержание повести Здесь, на крутосекущей черте, в прошлое бросаю я долгие и немые взоры. Первые миги сознания на пороге трехлетия моего – встают мне. Мне тридцать пять...
  13. Серебряный голубь Краткое содержание романа В золотое утро жаркого, душного, пыльного Троицына дня идет по дороге к славному селу Целебееву Дарьяльский, ну тот самый, что уж два года снимал Федорову...
  14. Белый Бушлат Краткое содержание романа В 1843 г. в одной из гаваней Тихого океана молодой матрос – в нем нетрудно узнать героя романа “Тайпи”, продолжающего свой путь домой, – поступает...
  15. Танька Краткое содержание рассказа Показан голод и обнищание в деревне зимой. Танька – маленькая девочка – спит на печке вместе с братиком Васькой (их отец Корней и мать Марья). Семья...
  16. Петька на даче Краткое содержание рассказа Десятилетний мальчик Петька отдан в учение к парикмахеру Осипу Абрамовичу. В дешевой парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат и ругаются хозяин и...