Почему сложные решения рекомендуют принимать. Как сохранить холодную голову, когда вокруг хаос. Наиболее распространены негативные мифы об эмоциях

Дата публикации: 03.12.2016

Пример: Проверенное итоговое сочинение на тему «Почему решения нужно принимать с “холодной головой”» по направлению «Разум и чувство»

Введение (вступление)

Эмоции, чувства, страсти. Необъяснимые, пылкие, безрассудные. Полная противоположность холодному и рассудительному разуму, но тем не менее важная составляющая внутреннего мира каждого человека. Их можно презирать, а можно восхищаться ими. Кому-то они способны сломать жизнь, а кому-то могут подарить счастье. К чувствам можно относиться по-разному, но лишь одно делать с ними невозможно, их невозможно игнорировать. Именно поэтому каждый мыслящий человек, так или иначе, задается вопросом, как же с ними быть. Нужно ли выплескивать чувства наружу или оставить их где-то в глубине души, где-то на пыльных антресолях своего сознания? Я же, рассуждая на данную тему, пришёл к выводу о том, что правильнее всего ответить на этот вопрос нам помогут произведения мировой классической литературы.

Комментарий: Так красиво начал! В итоге отвлекся и тему не раскрыл…

Твоя тема - открытый вопрос. Чтобы ее раскрыть - нужно дать развернутый ответ.


600 слов - многовато для сочинения. Оптимальный объем - 350, максимальный - 450. Не борщи))

Аргумент (пример):

Многие знаменитые русские и зарубежные писатели поднимали в своих произведениях проблему чувств и того, как к ним относиться (но вопрос состоял в другом). Обратимся к роману великого отечественного драматурга Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и Дети”. Фабулой сюжета становится борьба мировоззрений нового и старого поколений. Ярким примером “детей” становится Евгений Базаров. Герой отрицает чувства, считает, что “Порядочный химик лучше всякого писателя”, но как же грустно наблюдать за появлением любви в жизни героя. Как только в судьбе молодого человека появляется Анна Одинцова, все его нигилистические теории пропадают, чувства вырывают их вместе с корнем, герой от любви теряет почву под ногами. Впоследствии он умирает, но не болезнь стала истиной причиной его смерти. Базаров умер от одиночества, от любовных мук. На данном примере ярко показано, что может быть с человеком, который пытается отрицать или скрывать свои чувства, а потом просто не может управиться с ними.


Комментарий: а в сочинении упорно продолжаются рассуждения об отношении к чувствам. Ты точно правильно указал тему? Если сочинению дать название «Роль чувств в жизни человека», то все написанное было бы неоспоримо. Но ты указал другую тему, а значит аргумент не подходит.

Аргумент (пример):


Данную тему в своих произведениях поднимал не менее знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой. В романе-эпопее “Война и мир” перед нами предстают два типа героев: чувственная Наташа Ростова, отважный Андрей Болконский и черствые Элен и Анатоль Курагины. Многие конфликты в романе связаны именно с чрезмерным проявлением чувств героев. Ярким примером того, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера повлияли на судьбу, является случай с Наташей Ростовой, ведь для нее смешливой и юной ждать свадьбы с Андреем было невыносимо долго. Могла ли она подчинить внезапно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами предстает настоящая драма в душе героини. Единожды встретив его, она будто теряет голову, соглашается уехать вместе с ним. Страсть вскружила девушке голову. Лишь случайность помешала героине сбежать с Анатолем. Мы не можем осуждать девушку, зная ее характер. Однако именно переизбыток чувств и неспособность здраво оценить ситуацию стали причиной данного поступка. По прошествии времени Наташа сильно пожалела об нём.

Комментарий: вот это уже ближе к указанной теме, но немножко налил воды в начале аргумента.

Аргумент 3:


Примером правильного, на мой взгляд, подхода к тому, как обращаться с чувствами, чтобы не стать их жертвой стала героиня рассказа И.А.Бунина “Солнечный удар”. Эта маленькая смуглая женщина возвращалась с отдыха на пароходе. Дома ее ждали муж и дети. Героиня встретила офицера, который затеял с ней знакомство ради забавы. Наверное, женщине было скучно, и она открылась для общения, не зная, чем все это обернется. Вскоре на героиню “будто солнечный удар нашёл” и она, поддавшись соблазну, согласилась сойти с парохода вместе с офицером. Попытка скоротать время обернулась волной чувств для обоих. Героиня сравнивала это с солнечным ударом. Возможно, это была настоящая и любовь, и девушка могла уехать вместе с молодым человеком, но разум не позволил ей окунуться в чувства с головой. Позволив себе поддаться искушению один раз, героиня сумела навсегда оборвать связь с офицером и продолжить жить дальше, так как понимала, что рискует своей семьей.

Направления итогового сочинения

Новые направления 2016-2017 учебного года:

    Разум и чувство
    2) Честь и бесчестие
    3) Победа и поражение
    4) Опыт и ошибки
    5) Дружба и вражда

    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

    → соответствие открытым тематическим направлениям;
    → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    → соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений

2016/2017 учебный год

Тематическое направление «Разум и чувство»

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание

    Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

    Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала.

    Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).

Алгоритм работы над сочинением

    Выбор и обдумывание темы сочинения.

    Выявление ключевых слов темы сочинения.

    Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

    Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

    Подбор литературного материала.

    Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

    Написание текста сочинения на черновике.

    Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

    Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

    Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

    факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

    общеизвестные исторические факты;

    результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума».

Возможные формулировки тем сочинений

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

«Разум –

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.

2. Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания».

«Чувства –

    способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

    Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.

    Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни».

Слова-синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.

Произведения

разум

чувства

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна – ее муж - Онегин)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев-Гринев)

Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса)

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)

А.Н. Островский «Гроза» (Катерина)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина)

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)

Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)

И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская)

А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита)

М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)

Универсальные тезисы

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси , персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».

У. Шекспир , английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Н. Шамфор , французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».

Г. Флобер , французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».

Л. Фейербах , немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин , русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь , русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

В.Г. Белинский , русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».

Л.Н. Толстой , русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум».

М.М. Пришвин , русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства».

М.М. Пришвин , русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Э.М. Ремарк , немецкий писатель: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав».

Ключевые слова по теме: «внутренний мир человека», «гармония разума и чувства», «внутренний конфликт», «нравственный выбор».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума».

По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича Болконского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды из жизни толстовского героя.

Сначала – тщеславие, увлечение идеями наполеонизма. Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.

«Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит князю Андрею его приятель Пьер Безухов. И молодой Болконский, вняв этому мудрому совету, постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству. Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который так же, как и наша героиня, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье.

Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.

И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина - любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».

Заключение

Давайте подведём итоги своим размышлениям. Анализируя поступки толстовского героя, мы выяснили, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет желания. С такой же меркой он подходит к окружающим, осуждая их за излишнюю открытость, эмоциональность, любовный порыв. Именно это и произошло с «правильным героем» Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Умный Болконский, герой с холодным сердцем, слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Именно поэтому Л.Н. Толстой не делает князя Андрея счастливым, а «убивает» его.

Источники

Красовская С.И. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / серия «Учимся с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015.

http :// sochinenie 11. ru – все об итоговом сочинении;

http :// www . aforizmov . net – афоризмы, высказывания известных личностей;

http :// www . fipi . ru / ege - i - gve -11/ itogovoe - sochinenie - ФИПИ;

http://qps.ru/ptNId - ГМЦ. Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению.

Темы по новым направлениям

Список тем для подготовки.

Разум и чувство

Что дарит человеку счастье:

чувство или разум?

Убивает ли победа разума над чувствами человечность?

«Чувство- огонь, мысль - масло». В.Г.Белинский

«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой». В.Г. Белинский

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». М. Пришвин

Честь и бесчестие

Береги честь смолоду.

На поворотах жизни… Делай, что должно, и пусть будет, как будет. Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А.П.Чехов

Что такое честь и бесчестие (по страницам литературных произведений). Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня.

Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. У. Шекспир

Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать? Дж Оруэл

Торгуя честью, не разбогатеешь. Л.де К.Вовенарг

Честь – это бриллиант на руке добродетели. Л.де К.Вовенарг

Честная смерть лучше позорной жизни. Тацит

Победа и поражение

Всегда ли победа приносит счастье?

Все победы начинаются с победы над собой.

Что для одного честь, то для другого – бесчестие?

Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя. Генри Уорд Бичер

Одинаковое счастье - быть победителем или побежденным в битвах любви. Гельвеций

Победа в сражениях достигается теми, кто верит в нее. Хиггинсон

Что такое поражение? Всего лишь школа, первый шаг к чему-то более совершенному. Филлипс

Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу. Фихте

Опыт и ошибки

Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт. Ошибки, не переведенные в опыт, - тяжелый груз, а опыт дает шанс быть лучше.

Можно ли учиться на чужих ошибках?

Опыт – сын ошибок трудных… Почему люди жалеют о прошлом?

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Опыт –самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.

Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Томас Карлейль,

Ошибка даёт возможность начать всё с начала, только более разумно. Генри Форд

Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы осмелилась сделать больше ошибок. Надин Хистри.

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос Дружба и вражда

Держи друзей близко, а врагов еще ближе.

Враг моего врага – враг ли мне? Можно ли дружить с враждующими людьми?

Друг необходим, враг обязателен

. «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» В.Высоцкий

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Марк Туллий Цицерон

Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза. (Абу Муин Насир Хосров)

Береги друга, чтобы

Сберечь самого себя. (Пословица)

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Шота Руста

Литературные произведения по направлениям 2016-2017 г.

«Разум и чувство»

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси и Элизабет. И.Гончаров «Обломов». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Первая любовь». Л. Н. «Война и мир» – Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина; «После бала» – Иван Васильевич до и после бала. Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». М. Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». Е.Замятин «Мы», «Пещера». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи», «В Париже»; «Холодная осень». М.Горький «Старуха Изергиль»; «На дне». К.Паустовский «Телеграмма»; «Простая клеёнка», глава из повести «Бросок на юг». А.Фадеев «Разгром». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Ги де Мопассан «Ожерелье». Д.Киз «Цветы для Элджернона». М.Джалиль «Маобитская тетрадь». В Кондратьев «Сашка». В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».

«Честь и бесчестие »

Д.Фонвизин «Недоросль » – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич. Н. Гоголь «Тарас Бульба». А.К.Толстой «Князь Серебряный». Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Н.Думбадзе «Я вижу солнце». Н. Лесков «Человек на часах». А..Куприн «Чудесный доктор». А.Грин «Зелёная лампа». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». В.Быков «Обелиск»; «Сотников». Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». В.Дудинцев «Белые одежды». В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

«Победа и поражение»

«Слово о полку Игореве». А.С. Пушкин «Полтавский бой»; «Евгений Онегин». И.Тургенев «Отцы и дети». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»;«Война и мир»; «Анна Каренина». А.Островский «Гроза». А.Куприн «Поединок»; «Гранатовый браслет»; «Олеся». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца»; «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Е.Замятин «Мы»; «Пещера». В.Курочкин «На войне как на войне». Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «Не стреляйте в белых лебедей». Ю.Бондарев «Горячий снег»; «Батальоны просят огня». В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть». М.Агеев «Роман с кокаином». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». В.Дудинцев «Белые одежды».

«Опыт и ошибки»

«Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик». «Дружба и вражда» Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». «Слово о полку Игореве». В.Шекспир «Гамлет»; «Ромео и Джульетта.» А.Пушкин «Дубровский»; «Евгений Онегин»; «Барышня-крестьянка»; «Капитанская дочка». М.Лермонтов «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети». И.Гончаров «Обломов». Л.Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина». А.Куприн «Олеся»; «Гранатовый браслет»; «Поединок». Б.Пастернак «Доктор Живаго». М.Булгаков «Белая гвардия». М.Шолохов «Тихий Дон». А.Грин «Алые паруса». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»; «Я вижу солнце». В.Каверин «Два капитана». А.Приставкин «Ночевала тучка золотая». Ю.Бондарев «Берег». Д.Грин «Виноваты звёзды».

Пожалуй, каждый из нас сталкивался в своей жизни с трудными ситуациями различного характера. Чтобы решить какую-либо проблему, приходится всегда думать – неважно, долго ли человек раздумывает над тем, как ему поступить и что предпринять или же решение приходит молниеносно, и дело уже сделано.

Для каждого человека существует своя иерархия решений – от простых к сложным. Например, одна женщина, встав с утра и собираясь на работу, будет долго стоять перед своим шкафом и раздумывать, что надеть, а вторая быстро наденет что попадется на глаза и побежит на улицу. Таким образом, для первой встанет существенная для нее проблема – что надеть, и она будет долго подбирать правильное решение. Что касается второй, то для нее здесь и вовсе не существует никакой проблемы. Поэтому одна и та же ситуация воспринимается разными людьми по-разному.

Но это был более или менее простой пример. Но предположим, что случаются и более важные дела. Например, покупка квартиры. Ажиотаж. Все хотят купить поскорее в кредит, потому что ожидают резкого скачка цен. Данная ситуация что называется «носится в воздухе», нагнетая всеобщее безумие. И так многие граждане бросились сразу же в банки и нахватали кредитов на покупку желанных квадратных метров, а другие подождали неделю-другую и также пошли в банки, но к тому времени процентные ставки по кредитам снизились. И вторая категория людей оказалась в выигрыше. В таких случаях говорят, что человек подумал холодной головой. Первые, соответственно, думали горячей и потому оказались «в пролете». Почему важно думать холодной головой? Потому что есть вероятность что ситуация повернется совершенно другим боком и ее станет легче решить, а сама она будет выгодной для человека.

Так что хотелось бы посоветовать людям не гонять кровь по своему организму, волнуясь и спеша, ведь в результате этого она действительно становится горячей, а «остыть» и хорошо подумать, прежде, чем совершить какой-то поступок или принять то или иное решение.

Несколько интересных сочинений

  • Придумать сказку про рыбу-кит 4 класс (сочинить сказку)

    Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления

  • Образ и характеристика Василисы Ильиничны в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Василиса Ильинична Мелехова, мать главного героя романа Григория Мелехова.

  • Образ и характеристика Главного героя в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинение

    В своем рассказе Чистый понедельник Бунин пишет отношения двух молодых людей, богатых и красивых. Даже сейчас мы можем представить примерно какими являются такие люди.

  • История создания повести Очарованный странник Лескова

    Идея написания произведения о простом русском путешественнике родилась у автора в 1872 году. Лесков, решивший совершить путешествие по островам Валаам, прожив некоторое время среди монахов

  • Сочинение по рассказу Человек в футляре Чехова

    Известный русский прозаик и драматург А.П. Чехов всё своё творчество посвятил утверждению гуманистических идеалов и разрушению иллюзий, сковывающих сознание.

Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти.

Разум и чувства – это две основы, которые составляют внутренний мир человека. Они могут находиться в гармонии, а могут и противостоять друг другу. Очень важно не потерять разум в водовороте страстей. Всем известно, что люди испытывают разнообразные чувства. Любовь, ненависть, злость, страх, благородство - эти эмоциональные процессы не всегда управляются разумом. Сознание подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. На протяжении уже нескольких тысячелетий человечество пытается разобраться в простом вопросе: всегда ли логичные доводы разума приводят к благополучию, составляют счастье в судьбах многих людей. Ведь прислушиваясь к голосу разума, мы можем избежать необдуманных поступков, которые влекут за собой трагические последствия. В молодом возрасте чаще всего чувства преобладают над разумом. Но бывают такие ситуации в жизни, когда разум овладевает чувствами и в результате приносит человеку горе. Герои многих романов, повестей, рассказов часто стоят перед выбором: разум и горькая судьба или чувства и безграничное счастье? Попробую разобраться в этом, используя примеры произведений известных писателей.

Подтверждая мысль о негативном влиянии разума на судьбу человека, приведу пример из известного романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Между героями, Машей Троекуровой и Владимиром Дубровским, вспыхнули сильнейшие чувства. Владимир разумом понимает, что для него эта влюбленность очень опасна: Маша – дочь его врага, которому придется мстить за разорение и смерть отца, но ничего не может поделать со своими страстными чувствами к возлюбленной. Совершая отчаянные поступки, он ходит по острию ножа, что может принести немало горя влюбленным. Маша тоже испытывает страстные чувства к Владимиру, но в решающий момент, когда можно было устроить свою судьбу с любимым человеком, разум воздействует на чувства. Она остается с Верейским, объясняя это тем, что обвенчана и является его законной женой. Я считаю, что разум героини романа в данной ситуации принес ей горе на всю жизнь. Это не самое лучшее решение для молодой девушки. Ведь её чувства к Владимиру не остыли. Душевные муки и тоска о любимом человеке ещё больше усилят ненависть к старому мужу. За такое преобладание разума над чувствами она будет корить себя всю оставшуюся жизнь.

В качестве второго аргумента, затрагивающего тему разума и наших страстей, обращусь к роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Базаров в своем чувстве к Одинцовой раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. До встречи с Анной Сергеевной он, очевидно, не знал настоящей любви. Но как бы он ни любил, его холодный разум не позволил пожертвовать во имя любви своими убеждениями. По – моему, разум Базарова охлаждал движенье истинных чувств. Это привело его к тяжелому душевному кризису. В подавленном состоянии он становится неосторожным, ранит себе руку и от заражения крови впоследствии умирает. Холодный разум Базарова не принес счастья и Одинцовой.

Данные примеры достаточно просты, но они еще раз доказывают, что разум и чувства должны быть в гармоническом единстве. А если одно преобладает над другим, то это никогда не приведет к добру, не составит счастья в судьбе людей, а принесет лишь горе. Я считаю, что проблемы разума и чувства являются актуальными и в наше время. Прежде чем сделать выбор между осознанностью и эмоциями, необходимо руководствоваться и чувствами, и разумом, чтобы не принести горя и страданий любящим тебя людям.

Высшие силы наградили людей величайшим богатством – разумом, подарили возможность испытывать чувства. Можно осознавать свои действия, оставаясь чутким, способным чувствовать радость, любовь, доброту, внимание; не поддаваться злости, вражде, зависти.

Бывают ситуации, в которых человек не способен контролировать свои эмоции. Происходит потеря самообладания. Человек принимает необдуманные решения, впоследствии приводящие к трагедии. Следствием подчинения таким эмоциям является исправление роковых ошибок в течение оставшейся жизни.

Неслучайно сложные решения рекомендуют принимать с «холодной головой». По моему мнению это позволит избежать порождения страданий и несчастий. Зачастую действуют с «холодной головой» люди с приглушенным сердцем, рационально мыслящие, прагматичные.

В произведениях художественной литературы немало примеров, показывающих последствия решений, принятых не с холодной головой, а под властью эмоций, поддавшись сиюминутному порыву. Адекватное же, рассудительное принятие решений способствует активизации мысли. Это помогает избежать трагических последствий.

Так в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» трагедия Тараса заключается в принятии молниеносного решения при встрече с сыном Андрием. Отец выносит смертельный приговор, т.е. принимает необдуманное решение. Возвышенная и чистая любовь Андрия к полячке не смогла стать для Тараса оправданием измены отчизне. Ненависть к врагу (Андрий перешел на польскую сторону) была настолько сильна, что Тарас идет на поводу эмоций, которые в роковую минуту управляют его разумом. Отец совершает неоправданный грех: убийство сына. Именно в такой ситуации рекомендуют принимать решения с «холодной головой». Тарас провел всю жизнь в военных походах, он не только отвык от дома, но и сознание его претерпело изменение: «узы товарищества стали для него дороже уз по «крови»». Лишив сына жизни, Тарас долго глядит на бездыханный труп, сожалеет о содеянном.

Во всемирно известном романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особое место занимают любимые герои автора. Это Андрей Болконский, Наташа Ростова. Отличительной чертой её образа является эмоциональность. Отзывчивость и непосредственность. Она чутко реагирует на все происходящее, способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы. В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом и «холодной головой», а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой для Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. Катастрофа с Анатолем и измена Андрею повергают Наташу в состояние кризиса, из которого её выводит тревожное известие о приближении французов. Впоследствии она осознает свою вину. Но дело уже сделано! Принятие необдуманного решения принесло в души героев угрызения совести, сделало их несчастными. Наташа разочаровала Андрея, считавшего, что только в любви можно найти подлинное счастье. Предательство со стороны любимого человека привело Андрея к духовному кризису. Необдуманный поступок не составил счастья и Наташе.

Таким образом, обдуманные действия героев, контроль над своими эмоциями могут сделать счастливыми близких людей, сохранить мирную жизнь. Прежде чем что-то совершить, задайте себе вопрос «зачем я это делаю и кому будет от этого хорошо?»

Вышеупомянутые примеры ещё раз доказывают, что принимать сложные решения необходимо с «холодной головой». Тогда вы не оставите душевных и физических ран, которые будут напоминать о себе всю оставшуюся жизнь.

Жизнь – это цепочка принятия решений в каждой конкретной ситуации, от которых зависит дальнейшее развитие связанных с ними событий. В зависимости от сложности обстоятельств, решение требует либо скорости принятия, либо холодного и трезвого расчёта на который требуется время. Его количество – строго индивидуально для каждого человека, в зависимости от способности принимать вообще хоть какое-то решение.

На что влияет скорость реакции на проблему. Почему почему сложные решения рекомендуют принимать с холодной головой

В первую очередь скорость, с которой индивидуум реагирует на ту или другую ситуацию, зависит от того как он к ней относится. Если для женщины является крайне важным то, как она будет выглядеть на работе, то процесс утреннего облачения может затянуться. Другая просто встанет и оденется. И та и другая могут остаться в проигрыше. Первая потеряет много времени, вторая будет выглядеть не достаточно презентабельно.

Можно привести и более сложные примеры того, чем может грозить излишняя поспешность или чрезмерная задумчивость. Хорошо если речь идёт об относительно безобидных вещах. Порой риску поддаются финансовые операции.

Анализ авторского мнения

Автор исходного мнения данного сочинения по русскому языку считает, что необходимо всенепременно задумываться, чтобы избежать жизненнызх рисков. Не считать в последствии потерь. В пользу этого мнения приводятся частные примеры, но явно изложенные с субъективной оценкой. Впрочем на то оно и авторское.

Индивидуальная рефлексия на тему

Считаю, что формулировка “холодная голова” не предполагает обязательной паузы между в системе “событие-реакция-действие”. Холодная – есть здравая. То есть должна произойти именно оценка ситуации, анализ её возможных вариантов развития и только после этого раздумья непосредственно на предмет того какое действие необходимо предпринять, в зависимости от желаемого финала. Так вот первые импульсы происходят в голове, имеющего хоть какой-то жизненный опыт человека, автоматически.А вот дальше может последовать тасамая пауза, взятая на раздумье, которая не должна превышать разумных “холодных” норм по времени.

“Холодный” вывод

“Холодная” голова – суть не долго думать – быстро ехать. Это есть здравая оценка того, сколько времени на раздумья заслуживает конкретная ситуация. Считаю это наиболее эффективным подходом в принятии решений, экономящим время и, одновременно, уберегающим от “пожарных” действий.

Другие темы сочинений