Преподобный Иаков Боровичский. Православные верующие оленевки молитвенно почтили память святых мучеников платона и романа Каноны и Акафисты

Особой святыней Иверской обители были мощи святого праведного Иакова Боровичского. Неведомо как, неведомо откуда являются к нам Божьи вестники, дабы засвидетельствовать простую и очевидную, но столь непостижимую для нас истину праведности неприметного, неотмеченного казалось бы никакими внешними свершениями жития.

Кто именно был в кратковременном житии своем на земли благоугодивший Господу отрок, святый Иаковъ Правед-ный, именуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители, и откуда нетленные мощи его приплыли к Боровичскому берегу, об этом нет достоверных сказаний, ни письменных, ни устных. Есть только верование в народе, основанное на каком-то неясном предании, вызванном, кажется, домогательством любопытствующих почитателей сего утодника, будто св. Иаковъ есть тот самый отрок, сын благочестивой вдовицы от страны Иверской, которому сия благочестивая мать вручила икону Богоматери, для сохранения ее от поругания иконоборцев, и будто он, пущенный со святою иконою в море, и таким образом в жизни своей послуживший к прославлению сей чудотворной иконы Богоматери, называемой Иверскою, и после смерти своей, по чудесному устроению Божию, разделяет ныне славу ее в Иверской Валдайской обители. Но в описаниях обстоятельств явления и чудес Иверской иконы Богоматери замечается, что сын вдовицы от страны Иверской, послуживший сохранению от иконоборцев чудотворной Иверской иконы Бо-жией Матери, в довольном возрасте своем, был монахом на св. горе Афонской и там скончался; а о св. Иакове Праведном нет никакого упоминания и, следовательно, к подтверждению вышеозначенного народного верования никаких исторических памятников не имеется.

Посему о личности св. Иакова Боровичского можно говорить лишь предположительно, с боль-шей или меньшей вероятностию. Он мог быть сыном смиренных и бедных, но благочестивых, хотя в простоте сердца и скрывавших от лю-дей свое благочестие, родителей, которые прожи-вая в одном из селений Боровичского края, расположенных по берегам реки Мсты, воспи-тывали свое чадо в страхе Божиим, под непосредственным своим попечением и руководством, не мудрствуя лукаво. Но, может быть, св. Иаков уже с раннего детства имел приют в одной из скромных, находившихся также на берегу Мсты, пустынных обителей, которых в старину в Боровичском крае было довольно много, проводил время в постоянно благоговейном настроении своей юной простой души, в посте и молитве; деятельно упражняемый в возращении смирения, кротости, послушания и других христианских добродетелей, особенно приличных отроческому возрасту, он очищал сердце свое от греховных поползновений и таким образом постепенно и верно достигал тихого пристанища, небесного наследия и вечного упокоения. Возможно и то, что св. Иаков, как говорят, в свое время был простой, но усердный к делу судовщик, и принял на себя суровый подвиг юродства; скончался внезапно, убитый громом. После же такой или иной кончины, честное тело человека Божия по-христиански, хотя и в крайнем убожестве, было погребено на берегу Мсты, в полной безвестности; а впоследствии св. нет-ленные останки его, вымытые из земли весенним разлитием Мстинских вод, были занесены небесным провидением в пределы Боровичские, где и открыта о них воля Божия.

Выходить за пределы вероятности в таких предположениях не только нет достаточных оснований, но и опасно, как бы не солгать на Святого . Да, и вообще, напрасны домогательства ума человеческого в том, что сокрыла от него десница Божия. Кто возглаголет силы Господни, слы-шаны сотворит вся хвалы Его. (Пс. 105, 2)? Как древний Израиль, по немощствованию ума своего и одебелению сердца, лишен был естественного утешения узреть воочию земной прах великого вождя своего Моисея, после таинственной его блаженной кончины: так и мы, по силе нравственных немощей своих, оказались недостой-ными видать земное житие Иакова Праведного. И новозаветный Израиль мог быть неспособен оценить по достоинству неведомые подвиги угод-ника Божия, сумевшего еще в юностнем возрасте стяжать себе неувядаемый венец славы. Для нас довольно знать, что святая вера Праведника Божия и его подвиги добродетелей прославлены, наконец, явлением и открытием честных мо-щей его и различными знамениями и чудесами, и таким образом, по устроению Божию, засви-детельствованы пред лицеем всех, как бы в подтверждение той евангельской истины, что Господь, видяй втайне, воздаст яве (Мф. 6, 6). А благоговей-ный церковный песнописец, восхваляя св. Иакова, от лица церкви свидетельствует, что самым утаением своего земного отечества сей праведник уверяет нас, что послан от Бога, скудостию же одеяния своего показывает нам свою крайнюю нестяжательность на земле, как бы чрез его явственно научая нас самих презирать случайные выгоды и мимолетные удобства настоящей жизни и постигать действительную непрочность бытия нашего в сей юдоли греха и стенания и устремляться всем существом своим к вечному отечеству на небесах.

Заключим "сие малое сказание наше" следую-щими достохвальными словами любомудрствующего витии: "Поелику земное отечество, родители и место рождения угодника Божия, Иакова Праведного, утаены от нас, по неисповедимым судьбам промысла Божия, то да будет нам известно, что святые угодники Божии не земного, но горнего, отечества ищут, не земнородным, но небесным, племенем хвалятся, не плотским родителем но духовным Отцом, вездесущим и всеблагим Богом, величаются, и не в земном, но в небесном граде вечно жительствовать тщатся. И так будем твердо знать и помнить, что сей досточудный угодник Божий есть именитый гражданин великого града Сиона, Иерусалима небесного" .

Явление мощей

Мощи святого праведного Иакова Боровичского явились при селении Боровичи во вторник на Светлой седмице. Произошло это, как пишет святитель Дмитрий Ростовский, в тот год, когда «настало время прославиться святому» .

Было половодье. Шумела на Боровицких порогах Мста, со страшным грохотом ломались, наползая друг на друга, льдины.

И вдруг из ледового дыма и грохота выплыла льдина и, двигаясь на встречу течению, уткнулась в берег, саженей на сто выше Свято-Духова монастыря.

Густой туман поднимался от льдины, а когда он рассеялся, увидели жители темную, словно опаленную огнем, сосновую колоду. Это был открытый гроб с телом нетленного отрока.

Кто был родом сей угодник, где жил и где скончался, достоверных сведений нет. Местное предание говорит о том, что он был простой и усердный судовщик, принял юродство Христа ради и был убит громом.

Нет сомнения, что предание это возникло много времени спустя, а тогда, когда Мста принесла в Боровичи льдину с сосновой колодой, жители села не приняли мощей святого праведного Иакова, а оттолкнули льдину прочь, на середину реки.

Но льдина с телом святого угодника Божия снова вернулась на прежнее место, и тогда ее снова вытолкнули на речную стремнину. И в третий раз вернулась льдина. На этот раз блаженный чудотворец сам явился во cне сразу нескольким жителям Боровичей.

Отчего, будучи христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам, христианина? - спросил он. - Если же вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я - Иаков, получивший имя cиe в честь Иакова, брата Господня.

Хотя смиренный и кроткий отрок, и не снискал при жизни славы у своих односельчан и был гоним по смерти ими, боровичане первыми явятся вскоре к нему с молитвами. Осознав увиденное в сонных явлениях, народ боровичский поспешил на берег Мсты, благоговейно изъял из воды колоду с мощами и устроил погребение в небольшой часовенке. Многие годы останки блаженного Иакова нетленно почивали под спудом, источая благодатные исцеления.

Открытия мощей

После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, о чем жители Боровичей в 1544 году довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание в том, чтобы мощи сего нового Чудотворца, были освидетельствованы и открыты.

Владыка Новгородский назначил комиссию, состоявшую из игумена Новгородского Антонова монастыря Константина, Софийского собора священника Василия, Софийского дьякона Патрикея. Комиссия, прибыв в Боровичи, прежде всего освидетельствовала мощи Праведного Иакова, затем приступила к сбору сведений о его жизни через расспросы священников, старост, волостных людей. Из множества чудес, о которых в то время сохранились сказания, комиссия проверила шесть случаев чудесных исцелений, незадолго до того совершившихся. Комиссия составила особый акт, который был представлен архиепископу Новгородскому Феодосию, а затем митрополиту Московскому и Всея Руси Макарию. Грамотою 1545 года он предписал открыть мощи св. Иакова Праведного Боровичского чудотворца, ежегодно праздновать память его в 23-й день месяца октября, вместе с памятью апостола Иакова, коему тезоименит новоявленный угодник Божий.

23 октября 1545 года было совершено торжественное открытие нетленных мощей Иакова Боровичского и перенесение их в Свято-Духовский храм с переложением в новую раку.

На том месте, куда прибыли мощи св. Иакова, вскоре открылся целебный источник и устроена была деревянная церковь.

Перенесении св. мощей Иакова Праведного из Боровического Свято-Духова монастыря в Валдайский Иверский монастырь

Но как бы в наказание за неверие и малодушие боровичских жителей, оказанное ими во время приплытия нетленных мощей Иакова Праведного, Господь не благоволил, чтобы сие Драгоценное сокровище навсегда оставалось с ними. Святейший патриарх Никон, узнал о чудесах, свершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, но, получив сведения о том, что они находятся в Боровичах в большом небрежении пожелал перенести св. мощи в новосозидавшуюся тогда Иверскую обитель. Перенесение это совершилось в феврале 1654 года.

Накануне переложения мощей в новую серебряную раку, патриарху Никону было сонное видение, о котором он и рассказал прибывшим вместе с ним в Иверский монастырь духовным лицам: «Увидел я великий свет на том месте, где строится св. обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом, только на нужных членах имущаго некия рубы; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день, 26 февраля 1654 года, в третью субботу Великого поста, после литургии и молебна приступили к переложению мощей св. Иакова из ветхой деревянной раки в новоустроенную серебряную. Едва только открыл патриарх святые мощи, как вдруг увидел руки св. угодника Божия благословляющими точно так, как показалось ему в сонном видении; и положил он тогда руки св. Иакова на нетленные перси его так, как видел их слагаемыми во сне. Бывшие же при этом митрополит и архимандриты, слышавшие ранее о чудном сновидении патриарха, сказали ему: «Так на самом деле исполнилось то, что ты видел: вот святые мощи наги, и святые руки св. Иакова своими руками слагаешь на святые перси его». Обрядив честные мощи в новую белую камку, положили их в новую раку и покрыли драгоценными покровами, воздав им достойное поклонение.

В первой половине XIX века графиня А. Орлова-Чесменская принесла в дар Иверскому монастырю серебряную крышу для раки св. Иакова Боровичского. Размеры крыши XIX века соответствовали размерам раки изготовленной по заказу патриарха Никона в XVII веке и составляли 43 х 16 вершков (189,2 х7 0,4 сантиметров.)

21 мая 1858 года мощи были переложены в новую серебряную раку, а старинная была использована на изготовление риз для икон. Но крыша раки, подаренная А. Орловой-Чесменской, была сохранена и в 1918-1930 годах экспонировалась в Никоновском музее, устроенном в Иверском монастыре.

В 1858 году перед новой ракой была зажжена неугасимая серебряная лампада с елеем в дар св. Иакову от жителей Валдая.

Новая серебряная чеканная рака, как и прежняя, находилась в Успенском соборе, Иверского монастыря, за левым клиросом, между двумя столбами под резным позолоченном балдахином, на возвышении. В ней почивают открытыми мощи св. прав. Иакова Боровичского. На верхней части раки рельефно изображен лежащий св. Иаков. С боков представлены рельефно: собрание народа, смотрящего на явление св. мощей на льдине в водах бурной реки Мсты и перенесение св. мощей в Боровичскую церковь Св. Духа. В ногах, изображение явления св. Иакова старейшим боровичским поселянам. В голове изображен древний тропарь святому: «Божественною благодатию просветився, / и по смерти даруеши исцеление / притекающим к тебе, премудре Иакове: / темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, / веселяще вкупе души и телеса. / Тем вси вопием: / слава Давшему ти крепость! / Слава Венчавшему тя! / Слава Действующему тобою всем исцеления!»

На нижнем карнизе раки находилась следующая надпись: «В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича по благословению Высокопреосвященнейшего Григория митрополита Новгородскаго и С.-Петербургского устроися сия рака для честных мощей св. прав. Иакова Боровичскаго, нетленно почивающих в Валдайском Иверском монастыре, при настоятеле архимандрите Лаврентии и при наместнике отце Димитрии с братиею, усердием доброхотных жертвователей в 1858 году устр. С.-Петербург мастер. Федором Андреевым Верховцевым. 84 пробы весу серебра 149 фунтов 5 золотников» .

Продолжение следует...

Иаков Боровичский, праведный. Слово о его Святых Мощах

Особой святыней Иверской обители были мощи святого праведного Иакова Боровичского. Неведомо как, неведомо откуда являются к нам Божьи вестники, дабы засвидетельствовать простую и очевидную, но столь непостижимую для нас истину праведности неприметного, неотмеченного казалось бы никакими внешними свершениями жития.

Явление мощей

Мощи святого праведного Иакова Боровичского явились при селении Боровичи во вторник на Светлой седмице. Произошло это, как пишет святитель Дмитрий Ростовский, в тот год, когда «настало время прославиться святому».

Было половодье. Шумела на Боровицких порогах Мста, со страшным грохотом ломались, наползая друг на друга, льдины. И вдруг из ледового дыма и грохота выплыла льдина и, двигаясь на встречу течению, уткнулась в берег, саженей на сто выше Свято-Духова монастыря. Густой туман поднимался от льдины, а когда он рассеялся, увидели жители темную, словно опаленную огнем, сосновую колоду. Это был открытый гроб с телом нетленного отрока.

Кто был родом сей угодник, где жил и где скончался, достоверных сведений нет. Местное предание говорит о том, что он был простой и усердный судовщик, принял юродство Христа ради и был убит громом. Нет сомнения, что предание это возникло много времени спустя, а тогда, когда Мста принесла в Боровичи льдину с сосновой колодой, жители села не приняли мощей святого праведного Иакова, а оттолкнули льдину прочь, на середину реки. Но льдина с телом святого угодника Божия снова вернулась на прежнее место, и тогда ее снова вытолкнули на речную стремнину. И в третий раз вернулась льдина. На этот раз блаженный чудотворец сам явился во cне сразу нескольким жителям Боровичей.

– Отчего, будучи христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам, христианина? – спросил он. – Если же вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я – Иаков, получивший имя cиe в честь Иакова, брата Господня.

Хотя смиренный и кроткий отрок, и не снискал при жизни славы у своих односельчан и был гоним по смерти ими, боровичане первыми явятся вскоре к нему с молитвами. Осознав увиденное в сонных явлениях, народ боровичский поспешил на берег Мсты, благоговейно изъял из воды колоду с мощами и устроил погребение в небольшой часовенке. Многие годы останки блаженного Иакова нетленно почивали под спудом, источая благодатные исцеления.

Открытие мощей

После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, о чем жители Боровичей в 1544 году довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание в том, чтобы мощи сего нового Чудотворца, были освидетельствованы и открыты.

Владыка Новгородский назначил комиссию, состоявшую из игумена Новгородского Антонова монастыря Константина, Софийского собора священника Василия, Софийского дьякона Патрикея. Комиссия, прибыв в Боровичи, прежде всего освидетельствовала мощи Праведного Иакова, затем приступила к сбору сведений о его жизни через расспросы священников, старост, волостных людей. Из множества чудес, о которых в то время сохранились сказания, комиссия проверила шесть случаев чудесных исцелений, незадолго до того совершившихся. Комиссия составила особый акт, который был представлен архиепископу Новгородскому Феодосию, а затем митрополиту Московскому и Всея Руси Макарию. Грамотою 1545 года он предписал открыть мощи св. Иакова Праведного Боровичского чудотворца, ежегодно праздновать память его в 23-й день месяца октября, вместе с памятью апостола Иакова, коему тезоименит новоявленный угодник Божий.

23 октября 1545 года было совершено торжественное открытие нетленных мощей Иакова Боровичского и перенесение их в Свято-Духовский храм с переложением в новую раку. На том месте, куда прибыли мощи св. Иакова, вскоре открылся целебный источник и устроена была деревянная церковь.

Перенесение святых мощей Иакова Праведного

Но как бы в наказание за неверие и малодушие боровичских жителей, оказанное ими во время приплытия нетленных мощей Иакова Праведного, Господь не благоволил, чтобы сие Драгоценное сокровище навсегда оставалось с ними. Святейший патриарх Никон, узнал о чудесах, свершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, но, получив сведения о том, что они находятся в Боровичах в большом небрежении пожелал перенести св. мощи в новосозидавшуюся тогда Иверскую обитель . Перенесение это совершилось в феврале 1654 года.

Накануне переложения мощей в новую серебряную раку, патриарху Никону было сонное видение, о котором он и рассказал прибывшим вместе с ним в Иверский монастырь духовным лицам: «Увидел я великий свет на том месте, где строится обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом, только на нужных членах имущаго некия рубы; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день, 26 февраля 1654 года, в третью субботу Великого поста, после литургии и молебна приступили к переложению мощей св. Иакова из ветхой деревянной раки в новоустроенную серебряную. Едва только открыл патриарх святые мощи, как вдруг увидел руки угодника Божия благословляющими точно так, как показалось ему в сонном видении; и положил он тогда руки праведного Иакова на нетленные перси его так, как видел их слагаемыми во сне. Бывшие же при этом митрополит и архимандриты, слышавшие ранее о чудном сновидении патриарха, сказали ему: «Так на самом деле исполнилось то, что ты видел: вот святые мощи наги, и святые руки праведного Иакова своими руками слагаешь на святые перси его». Обрядив честные мощи в новую белую камку, положили их в новую раку и покрыли драгоценными покровами, воздав им достойное поклонение.

В первой половине XIX века графиня А. Орлова-Чесменская принесла в дар Иверскому монастырю серебряную крышу для раки Иакова Боровичского. Размеры крыши XIX века соответствовали размерам раки изготовленной по заказу патриарха Никона в XVII веке и составляли 43 х 16 вершков (189,2 х 70,4 сантиметров).

21 мая 1858 года мощи были переложены в новую серебряную раку, а старинная была использована на изготовление риз для икон. Но крыша раки, подаренная А. Орловой-Чесменской, была сохранена и в 1918–1930 годах экспонировалась в Никоновском музее, устроенном в Иверском монастыре.

В 1858 году перед новой ракой была зажжена неугасимая серебряная лампада с елеем в дар святому Иакову от жителей Валдая.

Новая серебряная чеканная рака, как и прежняя, находилась в Успенском соборе, Иверского монастыря , за левым клиросом, между двумя столбами под резным позолоченном балдахином, на возвышении. В ней почивают открытыми мощи праведного Иакова Боровичского . На верхней части раки рельефно изображен лежащий святой Иаков. С боков представлены рельефно: собрание народа, смотрящего на явление святых мощей на льдине в водах бурной реки Мсты и перенесение св. мощей в Боровичскую церковь Святаго Духа. В ногах, изображение явления Иакова старейшим боровичским поселянам. В голове изображен древний тропарь святому: «Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление притекающим к тебе, премудре Иакове: темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, веселяще вкупе души и телеса. Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость! Слава Венчавшему тя! Слава Действующему тобою всем исцеления!»

На нижнем карнизе раки находилась следующая надпись: «В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича по благословению Высокопреосвященнейшего Григория митрополита Новгородскаго и Санкт-Петербургского устроися сия рака для честных мощей святого праведного Иакова Боровичскаго, нетленно почивающих в Валдайском Иверском монастыре, при настоятеле архимандрите Лаврентии и при наместнике отце Димитрии с братиею, усердием доброхотных жертвователей в 1858 году устроена Санкт-Петербуржским мастером Федором Андреевым Верховцевым. 84 пробы весу серебра 149 фунтов 5 золотников».

Наши святые были лучшими людьми своего времени, лучшими гражданами нашей страны...

Эта неопровержимая истина становится все яснее и отчетливей по мере того, как просыпается в человеке душа.
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир, страстотерпцы Борис и Глеб, чудотворец Варлаам Хутынский, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Стефан Пермский, блаженный Василий юродивый, собеседник Святой Троицы преподробный Александр Свирский...
Какой обширный, величественный и светоносный Собор.
Эти люди сумели переплавить и все вещество своей жизни, и те необыкновенные таланты, которыми наделил их Господь, в любовь к Нему, в исполненное истинной веры служение Богу.
И независимо от того управляли они государством или отстаивали с мечом его рубежи, возводили монастыри или писали иконы, они прежде всего служили Богу, и именно это подлинно православное служение поддерживало и расширяло пространство жизни, которое и было названо Святой Русью...
И это их обширными трудами и неусыпными молитвами и выстроилась Православная Русь, прочность которой не могли поколебать никакие бури и лихолетья.
И так чудесно оказалось устроенным пространство Святой Руси, что человек, разместивший свою душу в нем, сам оказывался наделенным необыкновенными способностями и дарами чудотворений.
Причем зачастую совершается это как бы вопреки всякой логике и обыденному смыслу. Живое и неопровержимое свидетельство этому - явление чуда святой праведности...

Святой праведный Иаков Боровичский явился в селе Боровичи, во вторник на Светлой седмице. Произошло это, как пишет святитель Дмитрий Ростовский, в тот год, когда "настало время прославиться святому".
Было половодье.
Шумела на Боровицком пороге Мста, со страшным грохотом ломались, наползая друг на друга льдины...
И вдруг из ледового дыма и грохота выплыла льдина и, двигаясь встреч течению, уткнулась в берег саженей на сто выше Свято-Духова монастыря.
Густой туман поднимался от льдины и когда он рассеялся, увидели жители темную, как будто, опаленную огнем сосновую колоду...
Это был открытый гроб с телом нетленного отрока...

Как отмечено в "Словаре историческом о русских святых": "Кто был родом сей угодник, где жил и где скончался, достоверных сведений нет. Местное предание говорит, что он был простой и усердный судовщик, принял юродство Христа ради, и убит громом".
Нет сомнения, что предание, на которое ссылается "Словарь", возникло много времени спустя, а тогда, когда Мста принесла в Боровичи льдину с темной, как будто опаленной огнем сосновой колодой, жители села не приняли мощей святого праведного Иакова, и оттолкнули льдину назад на середину реки.
Но льдина с телом святого угодника Божия снова вернулась на прежнее место, и снова ее вытолкнули на речную стремнину.
И в третий раз вернулась льдина...
На этот раз блаженный чудотворец сам явился во cне сразу нескольким жителям Боровичей.
- Отчего будучи христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам христианина? - спросил он. - Если же вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я - Иаков, получивший имя cиe в честь Иакова, брата Господня.

К этой короткой "автобиографии" святого мы еще вернемся, пока же отметим, что, датируя чудесное появление его мощей в Боровичах, наиболее авторитетные составители жития святого праведного Иакова Боровичского расходятся на целое столетие.
В Житиях, составленных святителем Дмитрием Ростовским, в "Житиях святых Российской церкви также иверских и славянских и местночтимых подвижников благочестия", в "Настольной книге священно-церковнослужителя" С.В.Булгакова и большинстве энциклопедий событие это датируется 1543 годом.
Однако, в "Словаре историческом о русских святых" называется 1440 год, а в "Сказании о святом Иакове Праведном Боровичском Чудотворце", изданном в Санкт-Петербурге в 1901 году, говорится уже о 1452 годе.
Изложение аргументов в пользу той или иной даты является темой специального исследования, и чтобы не отвлекаться от нашего повествования, скажем, что нам представляется духовно и исторически более обоснованной принятая церковным историками датировка 1543 годом боровичского чуда о льдине...

И получается, что Боровичское чудо всего на год опережает кончину преподобного отрока Артемия Веркольского.
Казалось бы, ни к святому праведному Якову Боровичскому, ни к самим Боровичам история, произошедшая на северной реке Пинеге, не имеет прямого отношения, но при внимательном рассмотрении тут обнаруживается такая глубокая духовная связь, что миновать ее никак невозможно.
Трудно не заметить совпадений в Житии святого праведного отрока Артемия Веркольского с историей святого праведного Иакова Боровичского.
И тут и там присутствует гроза.
Иаков Боровичский, согласно преданию, был "убит громом", а тело его нашли в темной, как будто, опаленной огнем грозы сосновой колоде.
Одинаково краткой была земная праведная жизнь и у Иакова Боровичского, и у Артемия Веркольского. Оба отрока жили так тихо, так молитвенно, в таком послушании, что и не разглядели их земляки, не успели рассмотреть за своими заботами и трудами...
Свидетельство этому и попытка жителей Боровичей оттолкнуть от своего берега льдину с гробом святого праведного Иакова, и нежелание веркольцев похоронить по христианскому обычаю пораженного ударом молнии отрока Артемия.
Иаков Боровичский явился к жителям Боровичей во сне и поведал о себе, что он получил имя в честь брата Господня. Только тогда и поймут земляки, что он пришел к ним на помощь...
Артемий Веркольский тоже был узнан, как чудотворец, на границе молитвенного бдения и сна, когда пришла в Верколу страшная болезнь...
Хотя смиренные и кроткие отроки, и не снискали при жизни славы у своих односельчан, тем не менее Господь даровал им гражданство Святой Руси, и все, что могли отроки совершить в земной жизни, после кончины их вершилось по молитвам к ним.

Есть люди на земле, но - люди неземные;
Не ангелы они, а братья нам родные,
На помощь беднякам нам посланы они,
Избранники небес и Божии слуги.
И если бы они меж нами не являлись
И нашей темноты собой не просвещали,
Что сталось бы с людьми?!
Среди сует земных - погибли бы они!

Это стихотворение игуменьи Таисии Леушинской посвящено святому праведному Иоанну Кронштадтскому, но его можно адресовать и Артемию Веркольскому, и Якову Боровичскому, ибо оно прежде всего - о святой праведности...

Неведомо как, неведомо откуда являются к нам Божьи вестники, дабы засвидетельствовать простую и очевидную, но столь непостижимую для нас истину праведности неприметного, неотмеченного казалось бы никакими внешними свершениями жития...
Потому-то и наделяет Бог святые мощи праведников такой силой, что они творят то, что не успели совершить праведники в своей праведной жизни...

В 1532 году, когда на берегах полноводной Пинеги родился крестьянский мальчик Артемий, закончилась на Свири земная жизнь великого русского святого Александра Свирского.
Напомним, что в 1507 году, преподобный Александр Свирский, во время своей ночной молитвы, увидел трех Мужей в одеждах, сияющих "невыразимым светом". Это был сам Господь...
"Александр Свирский, - отметил архимандрит Макарий (Веретенников), - пожалуй, единственный православный святой, которому так же, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица"...
С этим явлением Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому Святая Русь вступала в период своей духовной зрелости, и святые праведные Артемий Веркольский и Иаков Боровичский, пришедшие на смену преподобному Александру Свирскому, были одновременно и плодом духовной зрелости нашей Богоспасаемой Отчизны, и испытанием обычных людей на готовность принять такую святость.
И как дивно, что почти одновременно, через три с небольшим столетия, появятся рядом с Артемием Веркольским в Суре - великий столп русского православия - святой праведный Иоанн Кронштадтский, а в Боровичах, вблизи Иакова Боровичского - сподвижница Всероссийского батюшка, подвижница благочестия игуменья Таисия Леушинская, которую почитатели называют "игуменьей Всея Руси"...

Свято-Духов Боровичский монастырь, к стенам которого принесла Мста гроб с телом святого праведного Иакова Боровичского, занимает в духовной биографии игумении Таисии (в миру - Марии Васильевны Солоповой) особое место.

Как явствует из ее "Келейных записок", девятнадцатилетняя выпускница Павловского института благородных девиц Мария Солопова переехала в Боровичи из родительской усадьбы Абакумово, потому что ее тяготила рассеянная, ориентированная лишь на земные удовольствия жизнь дворян-помещиков.
"Как "новинка" появилась я в этом помещичьем мире: все взоры были обращены на меня, и я, "молоденькая институтка", сделалась предметом суждений и толков. Мать моя и тут сочла своей обязанностью "вывозить" меня, знакомить с соседними помещиками, у которых и мне приходилось гостить по нескольку дней...
Таким образом, прошел весь январь, февраль и Великий пост, - мы в церковь почти не ездили, кроме редких праздников; но что за богомолье это было! Заранее уговорившись, поедем (напившись, конечно, чаю) целой кавалькадой, экипажей пять, шесть и более, с разговорами, шутками, даже смехом, приедем чуть не к концу Литургии, выступим вперед на левый клирос, да еще не сразу молиться примемся, а начнем с поправления своих нарядов да причесок, затем установимся на подносимые нам коврики, - глядишь, - и службы конец. Нечего делать, стыдно выходить, только что прибывши: закажем молебен, - да и обратно потянемся прежним способом, лишь еще с большими шутками и остротами насчет сельских певчих или кого бы то ни было"...

Хотя мы и знаем из "Записок", что еще в институте юная Маша Солопова выучила наизусть всЈ Евангелие, что и тогда она предпочитала праздным разговорам молитву, но, безусловно, решение богобоязненной девушки уединиться в доставшемся ей по наследству доме деда, генерала Осипа Василевского, в самих Боровичах, было первым по-настоящему самостоятельным шагом в ее жизни...

"Я уже упоминала о том, что дед мой, скончавшийся незадолго до моего выхода из института, отказал мне по духовному завещанию все свое имущество, деньги и небольшой двухэтажный дом в г. Боровичах, - пишет она в своих "Келейных Записках". - Так как родители мои имели большое хозяйство в усадьбе, то жить в городе было для них неудобно, и домик мой отдавался в наем жильцам. Желая избавиться от праздной и суетной зимой деревенской жизни, я надумала просить родителей отпустить меня жить на зиму в город в свой домик, где бы и брат мой Костя, которому было уже одиннадцать лет, живучи со мной, мог удобнее заниматься уроками, подготовительно для поступления в корпус; заниматься с ним бралась я сама, а предметами военных наук могли бы заниматься учителя городских училищ.
Такое предложение одобрили родители; самим им оставить усадьбу на всю зиму было нельзя, почему они приискали в городе двух сестер из бедной дворянской фамилии Москвиных и поселили их бесплатно в моем домике, дав им в нем две комнаты в одной со мной квартире, в верхнем этаже; а внизу поселили прислугу нашу, состоявшую из целого семейства: мужа, бывшего нашим дворником, жены-кухарки и дочери их, девицы лет 15-ти, сделавшейся моей горничной.
В конце августа нас с братом Костей переселили в город. Я считала себя вполне счастливой, чувствуя свободу проводить время по своему желанию и стремлению"...

Читая "Келейные записки", мы видим, что все "желания и стремления" юной Марии Солоповой были направлены к устроению храма своей души, к молитвенному деланию, и в этой внешней неприметности и изначальной чистоте духовный Путь ее был очень схож с историей Иакова Боровичского, с жизненным путем пинежского отрока Артемия Веркольского...
И разве не об этом расскажет сама матушка Таисия в своем стихотворении "Летние ночи на Севере", написанном 10 июня 1899 года:

Дивны, торжественны летние ночи
На севере хладном России родной!
Но скоро сомкнутся усталые очи, -
Вечер сменится утра зарей.
Вот полночь: но мрака она не видала,
Еще не угасла вечерня заря,
А в небе другая заря заблистала
С востока, день новый вселенной заря.
Зеркальна поверхность Пинеги прелестной,
Широко разлившись в крутых берегах,
Струится и пенится, словно в ней тесно
Волне непослушной в угрюмых скалах...

Разве не о Пути святого праведного отрока, совершившегося на этих крутых поросших то темным ельником, то светлыми, выстланными беломошником сосновыми борами, берегах Пинеги молитвенно сосредоточенные строки игуменьи Таисии:

И, словно любуясь своей красотою,
В ней отражает свой солнышко луч,
Быстро вздымаясь над спящей землею,
По воле Творца совершая свой путь.

И, конечно же, не случайно, что первые шаги на пути снискания Святого Духа совершила юная Мария Солопова непосредственно вблизи мощей святого праведного Иакова Боровичского.

"Вот какой образ жизни вела я, поселившись в городе, - пишет она в "Келейных записках". - Ежедневно ходила к утрени в монастырь святого праведного Иакова Боровичского , находившийся на окраине нашего небольшого городка; иногда стояла там и ранние обедни, смотря по времени. Вернувшись из церкви, будила брата, приготовляла чай, и вместе с братом пили "по домашнему", что мне очень нравилось: я воображала себя хозяйкой.
С 9 часов начинались занятия наши, продолжавшиеся до 12, после чего ученики мои расходились по домам, а мы с братом и с Москвиными садились завтракать все вместе; затем в 2 часа брат уходил к своему учителю, а я всецело принадлежала себе, - читала, работала, иногда с одной из жиличек выходила погулять, но в гости ни к кому никогда не ходила; хотя и многие о сем просили неоднократно.
В 4 часа возвращался Костя, и опять всей семьей садились обедать; вечером иногда помогала я брату репетировать уроки, но каждый вечер заканчивался у нас общим семейным кружком за одной лампой с работами и книгами. Москвины были девицы благочестивые и тоже любили читать священные книги, которые и были у нас господствующими.
Под праздники ходили ко всенощной; и таким образом мирно, христиански текла наша жизнь..."

Варлаам Печерский (+ 1065), первый игумен Киево-Печерского монастыря, преподобный.
Память 19 ноября, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и Киевских святых.

С молодых лет часто посещая преподобного Антония Печерского и с любовью слушая его наставления, он так увлекся монашеской жизнью, что решил сам стать иноком. Преподобный Антоний принял благочестивого юношу, твердо решившего стать монахом, и велел преподобному Никону совершить над ним иноческий постриг.
Этим возбудил Варлаам против себя гнев отца, но твердость духа, проявленная молодым юношей, заставила отца уступить желанию сына.

Когда число иноков в пещерах стало возрастать, преподобный Антоний поставил преподобного Варлаама игуменом, а сам переселился в другую пещеру и опять стал жить в уединении. Испросив благословение преподобного Антония, игумен построил над пещерой деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии преподобный Варлаам по желанию великого князя Изяслава, в крещении Димитрия, стал игуменом нового созданного монастыря в честь великомученика Димитрия.

Дважды преподобный Варлаам совершал паломничество к святым местам Иерусалима и Константинополя, как по личному влечению, так и для блага Церкви: христианство на Руси было тогда еще новым явлением и многое из древних правил Восточной Церкви нужно было вводить. Отправляясь во второе путешествие, в 1064 году он основал Корецкий девичий монастырь. На обратном пути из этого странствия он скончался во Владимирском Святогорском монастыре на Волыни в 1065 году и был погребен, согласно завещанию, в Печерской обители, в Ближних пещерах.

Тропарь преподобного Варлаама, 1-го игумена Печерского, в Ближних пещерах
глас 1
Мира красная и славу его оставль,/ притекл еси в пещеру,/ идеже от силы преуспевая в силу,/ был еси вождь Христова стада, всеславне Варлааме,/ еже яко упас добре, упаси и нас, молим тя,/ сохраняя от всех зол, да тя ублажаем.

Кондак преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Отеческаго прещения не устрашился еси,/ ласканиям того не повинулся еси,/ ниже лестию низложился еси женскою, всечестне Варлааме,/ но непобедимь от тех пребыл еси,/ надеяся на Господа своего, Емуже молися о душах наших.

Мученик Аза Исаврийский и с ним 150-ти воинов

Святой мученик Аза был воином в Исаврии1 при царе Диоклетиане. Но потом, желал быть воином не земного царя, а Небесного, он оставил воинское звание и удалился в пустыню. Совершая здесь многочисленный чудеса и исцеляя больных, он, как ревностный последователь Христа, был схвачен и приведен на суд к правителю Исаврийской области Аквилину.

Когда воины вели святого на суд, святой Аза поучал их вере Христовой, и воины уверовали после того, как святой сотворил пред ними чудо. Так как сопровождавшие мученика воины сильно возжелали святого крещения, то Аза обратился с молитвою к Богу, и, по молитве святого, истекла вода. Тем не менее воины, научаемые святым, который внушил им, что они обязаны повиноваться предержащим властям, – привели Азу на суд к правителю, – и, вместе с ним, исповедывали себя христианами. Тогда правитель Аквилин, для устрашения других, повелел подвергнуть мученика великим истязаниям, рвать тело его железными когтями и, наконец, привязав его к колесу, вертеть последнее. Однако святой, при помощи Божией, оставался невредимым.

Видя это, жена правителя и дочь ее уверовали во Христа и исповедывали свою веру. Тогда правитель так разгневался, что тут же повелел обезглавить свою жену и дочь, а с ними и всех уверовавших воинов, которых было числом 150 человек.
После того святой Аза был подвергнут новым мучениям и, наконец, был обезглавлен2 .

_______________________
Примечания
1
Исаврия – небольшая область на юге Малой Азии.

2 В начале IV века.

Преподобный Иларион чудотворец родился в 816 г. в Кахетии (Восточная Грузия). Он происходил из рода грузинских князей Вачнадзе (Донаури). В мальчике очень рано проявилась склонность к подвижничеству. В 9 лет он знал наизусть Евангелие, а 12-ти лет был пострижен в монашество в обители, основанной его отцом. В 16 лет юноша переселился в Давидо-Гареджийскую пустынь. Здесь преподобный Иларион провел отшельником 10 лет. Непрестанными молитвами, слезами, безмолвием, бдением и постничеством он стал известен всей Грузии. Но слава была чужда преподобному. Приняв сан иерея, он уклонился от предложенной ему в Грузии епископской кафедры в Сагареджо (в Кахетии) и удалился в Святую Землю, на поклонение Гробу Господню.

17 лет святой Иларион провел в Иорданской пустыне, живя в пещере святого пророка Илии Фесвитянина, которая некогда служила жилищем и святому Иоанну Крестителю. Здесь ему во сне явился Ангел Господень и призвал преподобного поспешить в Грузию, чтобы застать в живых своего отца. Святой Иларион отправился на родину, где после кончины своего родителя устроил из отчего дома монастырь, постриг в монашество мать и сестру и оставался при этом монастыре до смерти своей матери. Затем он отдал половину своего имения Давидо-Гареджийскому монастырю, а другую половину разделил нищей братии и отправился в Константинополь.

Поклонившись святыням Царьграда, святой Иларион удалился на гору Олимп, в Малой Азии, где около 864 г. основал грузинскую обитель. Здесь он пробыл пять лет. За это время стало известно о многих исцелениях, совершенных преподобным силой молитвы, крестного знамения и миропомазания. Избегая славы, святой Иларион отправился в Рим на поклонение гробам святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По пути он посетил Константинополь и Фессалоники, совершив несколько исцелений (садовника и отрока, имевших «сухие» ноги). На обратном пути преподобный Иларион вновь остановился в Фессалониках, где провел три года. Известно чудо, когда плененный скифами диакон (из церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского) освободился от оков, молитвенно призвав помощь святого Илариона.

Святой Иларион был извещен о своей кончине за 40 дней, и за 3 дня до смерти он приобщился Святых Тайн, простился с братией и затворился в своей келлии. Он мирно отошел ко Господу 19 ноября 875 г.

Честные мощи его были опущены в каменный склеп, а по прошествии. 40 дней прославились исцелениями приходивших к ним с верою. По распоряжению императора Василия Македонянина (866 – 886), мощи святого Илариона были перенесены из Фессалоник в Константинополь в 882 году. Император предполагал положить их в царские палаты, но святой Иларион явился ему во сне и указал, чтобы мощи его были положены в новоустроенном храме в честь Святых Апостолов, близ Босфора Фракийского. Грузинская Церковь в IX веке причислила преподобного Илариона к лику святых и установила ему память 19 ноября.

Преподобномученик Адриан Пошехонский, игумен, обретение мощей



В царствование Аврелиана в Памфилийском городе Магидисе, которым управлял Аеций, безбоязненно проповедывал Христа один благочестивый человек, именем Илиодор. За это он был схвачен и приведен к правителю, обвиненный в распространении гонимого учения. Святого привели на суд. На допросе правитель Аеций долго убеждал Илиодора, чтобы он отрекся от Христа и принес жертву идолам. Но святой мужественно и твердо исповедывал Христа Богом. Тогда правитель повелел повесить его и строгать его тело железными когтями. Во время мучений святой Илиодор громким голосом воскликнул:

- Господи, Иисусе Христе! помоги мне!

- Не бойся! Я с тобою!

Голос этот слышали исполнители казни, которые видели при этом и четырех Ангелов. Видение так подействовало на них, что они уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и стали обличать правителя. Разгневанный правитель тотчас же повелел бросить их в море. Вместе с этим он повелел разжечь медного вола и бросить туда мученика. Когда святой был ввержен туда, то, по молитвам его, вол тотчас же остыл, а святой воспел Богу благодарственную песнь.
Узнав об этом, правитель удивился и, подойдя к медному волу, убедился, что вол мгновенно остыл. Обратясь к святому, он сказал:

- Нечестивец! твои волшебства превозмогли даже огонь!

Святой же отвечал:

- Не волхвования сделали то, но помощь Христа.

Сказав это, святой стал просить у мучителя три дня сроку, чтобы обдумать, что делать.
Когда святой был освобожден, он тайно отправился в капище и стал там молиться; по молитве святого, произошло землетрясение, во время которого идолы, упав, разбились. Узнав об этом, правитель приказал снова привести на суд святого Илиодора и, исполнившись гнева, повелел повесить его, и в голову его вонзить разожженные гвозди. Испытывая страшную боль, святой призвал на помощь Бога и тотчас же мучения его облегчились. Тогда правитель приказал наложить на него тяжелые железные оковы и отвести к правителю одного соседнего города. Когда святой Илиодор был приведен в последнему, то тот долго беседовал с ним с тою целью, чтобы принудить его к принесению жертвы идолам. Но видя его упорство, правитель повелел вложить руки и ноги его в четыре расщепа дерева и затем бросить в разожженный котёл. Находясь в котле, святой молился, и вместе с этим призывал предстоящих войти к нему, говоря, что это не причинить им вреда. И многие из бывших там уверовали в Господа нашего Иисуса Христа.

- По истине велик Бог христианский, говорили они.

Правитель, видя, что многие уверовали в Бога Илиодорова, и, боясь как бы уверовавшие не скрыли святого мученика, приказал отвести его в Магиду. Тогда воины взяли его и пошли вместе с ним. Прибывши в Магиду, они снова привели его на суд. Подвергнув святого испытанию, правитель повелел повесить его, строгать его тело и затем отсечь ему голову. Когда Илиодора влекли за город, святой мученик сделал знак рукою влекущим, чтобы они остановились, и когда те исполнили его просьбу, он совершил моление, после чего был обезглавлен.

Иван Всеволодович Вишневский родился 6 октября 1888 года в семье священника села Федьковка Шуралинской волости Екатеринбургской губернии. Он окончил духовное училище и один класс духовной семинарии. До 1914 года служил в церкви Верх-Нейвинского завода Екатеринбургского уезда, работал учителем в местной школе. В 1917 году его рукоположили в дьяконы, а в ноябре 1919 года – в священники.

В период первой русской революции за свои левые убеждения находился под надзором царской полиции, но арестован не был. Перед октябрьской революцией Иван Всеволодович вступил в брак с рабой Божией Евдокией Елпидифоровной, учительницей сельской школы. До ноября 1919 г. отец Иоанн служил дьяконом в церкви Невьянского завода, а с ноября 1919 г. – священником в селе Федьковка.
Иоанн Всеволодович пользовался в селе большим уважением, к нему часто обращались за советом в трудной жизненной ситуации. Даже помощник уполномоченного Губернской ЧК товарищ Раздьяконов признал, что “священник Вишневский хорошо образован, разбирается в текущих событиях, прекрасно осведомлен о положении на фронтах… ”.
Авторитет священника мешал местным коммунистам вести свою “полит-просветительную” работу, поэтому скоро на отца Иоанна стали поступать “донесения” начальнику милиции 1 района Екатеринбургского уезда.

… Когда местным жителям предлагают выслушать какую-нибудь лекцию, то они тотчас постепенно расходятся по домам, как от чумы, и предпочитают лучше слушать местного попа-“паука” Вишневского, который, пользуясь слабыми струнками граждан села Федьковка, нередко ведет с ними беседы, благодаря которым нет никакой возможности вести какую-либо полит-просветительную работу в деревне, так как поп Вишневский опутал своей паутиной граждан села Федьковка и нагло, почти в открытую, смеется над братьями Манаковыми (коммунистами) и вообще над приезжими … ”.

В июле 1920 года местные власти для того, чтобы “очистить сознание народных масс от религиозного дурмана ”, организовали в библиотеке лекцию на тему “Религия и коммунизм ”. Коммунист-библиотекарь Манаков Александр Алексеевич подобрал соответствующую статью и стал читать лекцию по книге. В это время в библиотеку вошел отец Иоанн, сказал: “Бросьте вы эту ерунду читать ”, вырвал книгу и попытался ее порвать. В результате лекция была сорвана. Народ, довольный, разошелся по домам. Еще не раз батюшка срывал антирелигиозные мероприятия. Однажды даже принес на лекцию гармонь, игрой на которой заглушал слова лектора. Коммунисты неоднократно просили вышестоящие власти изолировать из села священника.

В октябре 1920 г. отец Иоанн Вишневский был арестован. Его обвинили в “дискредитировании советской власти и антисоветской пропаганде среди темных масс ”. Отец Иоанн все обвинения отвергал и объяснял свой арест сведением с ним личных счетов учителем-коммунистом Манаковым. На допросах себя батюшка называл сторонником советской власти и припомнил даже, что в 1908 г. он преследовался старым правительством за политические убеждения. В ответ на такие утверждения следователь с возмущением писал: “Он, как революционер 1907-1908 гг., получивший хорошее образование, должен знать, что религия и ее учение только затемняют головы темных масс, а не просвещают, что на руку темным силам реакции. Но Вишневский все-таки держится за свое священническое место, учит, стращает адом и Богом, убеждает религиозных фанатиков чтить святых и мощи, и в то же время имеет нахальство перед лицом правосудия заявлять, что он ярый сторонник Советской власти и революционер 1907-1908 гг. ”.

Быть искренним сторонником Советской власти и при этом оставаться глубоко верующим человеком невозможно, т.к. коммунистическая идеология и религия расходятся в самых основах мировоззрения. “Борьба против религии есть борьба за социализм ”, – писал В. И. Ленин. Поэтому следователь не поверил в искренность заявлений отца Иоанна и, несмотря на то, что батюшка не признавал выдвинутых против него обвинений, предложил изолировать священника Вишневского в концлагерь до окончания гражданской войны. Дело было отправлено в Екатеринбург. Коллегия Екатеринбургской Губернской ЧК рассмотрела дело священника и постановила: Вишневского Ивана Всеволодовича подвергнуть высшей мере наказания. 2 декабря 1920 года отец Иоанн был расстрелян.

Священномученик Иоанн Вишневский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года. В 2010 году его имя включено в Собор Екатеринбургских святых.

В миру Гулевич Поликарп Васильевич, родился 26 февраля 1864 г. в селе Токаревка Литинского уезда Подольской губернии в семье священника.
В 1885 году окончил Подольскую духовную семинарию.
22 октября 1886 г. рукоположен в сан иерея. С 1914 по 1928 год отец Поликарп был благочинным и настоятелем собора в г. Ольгополе, а также преподавал закон Божий в местной гимназии., был законоучителем и благочинным.
В 1927 году умирает супруга отца Поликарпа, и он принимает монашеский постриг с именем Порфирий.

В том же году Харьковское ОГПУ вызывает отца Порфирия из г. Ольгополя в г. Харьков. Формальным поводом послужило попавшее в ОГПУ письмо иеромонаха Порфирия к некоему игумену Игнатию, отражающее его мнение в отношении Указа заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), отменяющего поминовение всех епархиальных архиереев, находящихся в ссылках. «Невозможно отказаться от сосланных епископов, это все равно, что отказаться от самих себя », - писал в письме иеромонах Порфирий.

Время этой поездки оказалось для отца Порфирия благоприятным во многих отношениях. Он познакомился с церковной жизнью г. Харькова и сблизился с замечательными священниками: игуменом Варсонофием (Юрченко), священником Григорием Селецким, священником Василием Подгорным. Именно в Харькове отец Порфирий познакомился с архиепископом (впоследствии митрополитом) Харьковским и Ахтынским, экзархом Украины Константином (Дьяковым), с которым в дальнейшем находился в близком общении. Видимо, в Харькове и было принято решение об архиерейской хиротонии иеромонаха Порфирия.

25 июня 1928 г., по пострижении в монашество, хиротонисан во епископа Криворожского, викария Днепропетровской епархии. В хиротонии приняли участие митрополит Константин (Дьяков), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), находившийся в ссылке в г. Харькове епископ Павел (Кратиров).
С первых дней своего архиерейского служения владыка снискал уважение и любовь духовенства и мирян, вверенных его святительскому окормлению.
18 сентября 1930 года он был назначен викарием Одесской епархии с переводом на Кировоградскую кафедру, которую до него занимал архиепископ Онуфрий (Гагалюк). Там владыку Порфирия запомнили смиренномудрым архиереем, неутомимым борцом с раскольниками и обновленцами.

11 сентября 1931 года после ареста архиепископа Арсения (Смоленца) владыка Порфирий был переведен на Крымскую кафедру.
В 1933 году епископа Порфирия арестовали. Поводом к аресту послужило то, что владыка неоднократно открыто разъяснял своей пастве о существенных разногласиях, существующих между последователями Патриарха Тихона и раскольниками-обновленцами.
Но в тюрьме владыку Порфирия продержали недолго, через два месяца он был отпущен.

Однако на этом скорби не оскудели и гонения не прекратились. На Епархиальное управление был возложен огромный налог, не соответствующий никаким доходам. Владыка обратился по этому вопросу в Наркомфин и налог уменьшили. Но в то же время был несоразмерно увеличен налог по культсбору. Владыка обратился за советом к бывшему присяжному поверенному Анатолию Корди. Начав обсуждать финансовую проблему, они сошлись во мнении, что политика властей принципиально и по всем параметрам направлена на уничтожение религии в целом. Но все же владыка написал о налоговом несоответствии в Москву, в результате чего его просьба была удовлетворена. Некоторое время Анатолий Корди еще консультировал архиерея по всем юридическим вопросам, давая ценные и своевременные советы, но вскоре его арестовали. На допросах он держался мужественно, виновным себя в предъявленном ему обвинении в контрреволюционной деятельности не признал и был расстрелян.

Владыка служил в Симферопольском Преображенском соборе в окружении единомышленников: протоиерея Николая Казанского, протоиерея Димитрия Полежаева, игумена Макария (Гонцы). На службу епископ Порфирий ходил всегда пешком. Служил владыка вдохновенно.
Староста храма Николай Тайнов, сотрудничавший с органами, регулярно информировал своих хозяев. До нас дошла одна из его характеристик владыки:

«…епископ Гулевич является активным церковным реакционером, стремящимся всяческими путями укрепить Церковь Тихоновской ориентации и защитить Православную Церковь от дальнейшего разгрома. Обновленческое духовенство Гулевич называет не иначе, как «антихристами, продавшимися властям… »

9 октября 1936 года владыку вновь арестовывают.
На допросах он держался просто и твердо. На провокационные вопросы следователя отвечал безбоязненно, не роняя архиерейского достоинства.
Архипастыря обвиняли в том, что он благословлял священство молиться за уже осужденных и тем самым демонстрировал их невиновность. Владыка этого не отрицал:

«Ко мне обращались некоторые верующие с просьбой помолиться за осужденных, находящихся в тюрьме, во время произношения ектений, и я действительно такие слова говорил ».
Владыку обвиняют в поощрении «нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций », в «проявлении излишней ревности в борьбе с обновленцами » и во многом другом. С ним было арестовано еще десять священников и монахов. В течение четырех месяцев владыка томился в симферопольской тюрьме.

3 января 1937 году владыка Порфирий был приговорён к 5 годам административной высылки в Казахстан.
В феврале 1937 года НКВД направило владыку Порфирия на станцию Уш-Тобе Каратальского района Талды-Курганской области. Там уже проживал сосланный в 1935 году епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин) со своею племянницею Раисой Ржевской и священником Королевым.

20 ноября 1937 года епископ Порфрий и епископ Макарий были арестованы. Их обвиняли в том, что на станции Уш-Тобе они «…проводили антисоветскую пропаганду и дискредитировали Советскую власть, а также поддерживали связь с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь ».

1 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич), епископ Макарий (Кармазин), Раиса Александровна Ржевская постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области были приговорены к смертной казни.
2 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич) и Раиса Александровна Ржевская были расстреляны.

Память и почитание

Заключением прокуратуры Талды-Курганской области от 27 апреля 1989 года епископ Порфирий (Гулевич) был реабилитирован.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Долгое время место погребения святого оставалось неизвестным. Его мощи были обретены в конце 2013 года, в 40 км от Алма-Аты, на бывшем полигоне НКВД "Жаналык ", близ храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского поселка Жетыген, рядом с честными останками священномучеников иереев Сергия Бредникова и Симеона Афонькина.

Тропарь
глас 6
Избранный Православия ревнителю, пастырей Христовых похвало, / страдания и узы за Церковь Святую претерпел еси, / светильник веры Православной показался еси, / от властей беззаконных убиен быв, // святителю Порфирие, молитвами твоими спасай души наша.

Кондак
глас 4
Радуется земля Таврическая, прославляя звезду незаходимую неба православного, / Церкви Христовой исповедника, венцем мученическим увенчанного. / Святый священномучениче Порфирие, предстоя у Престола Царя Славы, / моли Христа Бога Отечеству нашему в Православии утвердитися // и ниспослати нам велию милость.

Священномученик Игнатий (Игнатий Степанович Теслин) родился в 1873 году в селе Студенец Сызранского уезда Симбирской губернии. После окончания духовной семинарии в 1916 году рукоположен во иерея. В 1930 году отец Игнатий был короткое время под арестом, а после освобождения переехал в Москву. 15 декабря 1934 года его снова арестовали и 10 февраля 1935 года приговорили к ссылке в Казахстан на три года по обвинению в «контрреволюционной деятельности». 25 ноября 1937 года в ссылке отца Игнатия в третий раз арестовали по обвинению в «проводимой им совместно с другими служителями религиозного культа контрреволюционной работе», а 1 декабря приговорили к высшей мере наказания. 2 декабря 1937 года священника расстреляли.

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.



Преподобномученик Иоасаф (в миру Иван Павлович Крымзин) родился 7 сентября 1880 года в селе Румянцеве Нижегородского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье Павла Ивановича и Людмилы Ивановны Крымзиных. В селе Румянцеве Иван Павлович окончил начальную школу и в 1904 году поступил в Екатерининскую пустынь Московской епархии. В монастыре, по его собственному признанию, он получил духовное образование, назидаясь монастырским богослужением, слушая слово Божие, учась исполнять евангельские заповеди.

Проходить путь монашеской жизни в Екатерининской пустыни в те годы было нелегко. Обитель, основанная в 1658 году на месте явления святой великомученицы Екатерины царю Алексею Михайловичу, в начале XX столетия стала местом, куда из разных монастырей переводились на исправление монахи, не исполнявшие монашеских обетов. Епитимийцы составляли половину ее насельников.

6 апреля 1909 года послушник Иван Крымзин был определен в число братии, 9 января 1912 года – пострижен в мантию с именем Иоасаф, а 30 июля 1912 года рукоположен в иеродиакона и вскоре назначен заведующим монастырским подворьем в Москве. 19 марта 1917 года он был рукоположен во иеромонаха, а 20 февраля 1918 года Екатерининская пустынь была передана эвакуированному из Гродненской епархии в Первую мировую войну Красностокскому женскому монастырю, братия же Екатерининской пустыни была переведена в Серпуховской Высоцкий монастырь. Иеромонах Иоасаф изъявил желание перейти на жительство в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. В 1919 году он проходил в монастыре священническое и клиросное послушания, а с 1921 года – послушание эконома. В 1929 году Гуслицкий монастырь был властями закрыт, и отец Иоасаф с 1931 года стал служить в Никитской церкви в селе Бывалино Павлово-Посадского района. 24 сентября 1935 года отец Иоасаф был возведен в сан игумена.

Вторым священником в Никитском приходе был также бывший насельник Гуслицкого монастыря иеромонах Петр (Мамонтов).

18 ноября 1937 года отец Иоасаф был арестован, заключен в тюрьму города Ногинска и 21 ноября допрошен.

– Вы арестованы за систематическое ведение контрреволюционной агитации, направленной вразрез проводимых мероприятий партией и правительством. Признаете себя в этом виновным? – спросил следователь.
– Нет, я никогда никакой антисоветской агитацией не занимался и виновным себя не признаю, – ответил отец Иоасаф.

Также и на все другие вопросы, задаваемые следователем, отец Иоасаф ответил, что виновным себя не признает.

25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иоасафа к расстрелу. Игумен Иоасаф (Крымзин) был расстрелян 2 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Преподобномученик Петр (в миру Павел Иванович Мамонтов) родился 7 июня 1880 года в селе Дединове Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончив церковноприходскую школу, Павел в 1893 году переехал в Москву и поступил работать мальчиком в магазин, но в том же году он ушел в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, где прожил один год, так как ему предстоял призыв в армию. Оставив монастырь, он в ожидании призыва в армию поступил работать на фарфоровый завод в Дулеве. В 1901 году он был призван на военную службу, но, прослужив всего один месяц как ополченец, вернулся на завод, на котором проработал полгода, и уже окончательно в 1902 году ушел в монастырь.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, насельником которого стал Павел Мамонтов, был основан в середине XIX столетия в местности, населенной старообрядцами, как монастырь миссионерский, должный служить цели преодоления раскола.

13 октября 1908 года Павел Иванович был определен в число братии монастыря, 29 июня 1912 года пострижен в мантию с именем Петр, а 18 апреля 1914 года рукоположен во иеродиакона. В Гуслицком монастыре иеродиакон Петр пребывал до его закрытия в 1929 году. В 1919-1921 годах он был мобилизован в тыловое ополчение и служил в московском ветеринарном гарнизонном лазарете.

В 1930 году отец Петр был направлен служить в Никитскую церковь в селе Бывалино Павлово-Посадского района Московской области. В 1933 году иеродиакон Петр был рукоположен во иеромонаха к этому храму.
27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отец Петр обратился к прихожанам Никитской церкви с просьбой пожертвовать, кто сколько может, на содержание священноначалия. Прихожане откликнулись на призыв пастыря, и был произведен денежный сбор, что впоследствии при аресте было вменено отцу Петру в вину.

В начале ноября 1937 года были допрошены лжесвидетели, и на основе их «показаний» отец Петр был обвинен в том, что «систематически ведет антисоветскую агитацию, направленную на подрыв мероприятий, проводимых партией и правительством ».

18 ноября 1937 года отец Петр был арестован и заключен в тюрьму города Ногинска, а 22 ноября допрошен.

– Следствие располагает материалами, что вы систематически занимались антисоветской агитацией, направленной против мероприятий, проводимых партией и правительством. Признаете себя в этом виновным?
– Нет, никогда никакой антисоветской агитацией не занимался и виновным себя не признаю.
– Следствие располагает материалами о том, что вы систематически ведете контрреволюционную агитацию среди верующих и колхозников, прикрываясь религией; по этому вопросу требуем от вас подробных и откровенных показаний.
– Нет, я никакой контрреволюционной агитацией не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.
– Следствию известно о том, что вы систематически ведете контрреволюционную агитацию, высказываете свои недовольства по отношению к существующему строю и распространяете провокационные слухи, что советская власть делает гонение на религию. Признаете вы это?
– Нет, я это не признаю, никогда и нигде ничего такого я не высказывал.
– Вам поставлен ряд вопросов о вашей контрреволюционной деятельности, но вы все еще продолжаете отрицать; следствие еще раз требует от вас откровенных и правдивых показаний.
– Нет, я никакой контрреволюционной деятельностью не занимался и остаюсь при ранее данных мною показаниях, больше показать ничего не могу...

25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Иеромонах Петр (Мамонтов) был расстрелян 2 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислены к лику святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Иаков Боровичский - святой покровитель Боровичей August 4th, 2014

У Боровичей есть свой небесный покровитель - святой Иаков Боровичский. По мнению историка и краеведа Андрея Петровича Полевикова, Яков один из самых таинственных святых на Руси.
Особый интерес представляет предание об обретении мощей святого Якова.

Предание дошло до нас в виде рукописи XVI века, сохранившейся в Троице-Сергиевой Лавре. 11 апреля 1452 года, в праздник Пасхи, селяне увидели плывущую против течения реки Мсты льдину, от которой валил густой пар. Льдина пристала к берегу, вблизи от Свято-Духова монастыря. На льдине люди увидели лежащее в гробу тело юноши.


Испугавшись, селяне оттолкнули льдину шестами, однако она снова пристала к берегу в том же месте. И так повторялось трижды: люди отталкивали льдину с лежащим телом, надеясь, что река унесет вниз льдину со своей скорбной ношей, но тело отрока каждый раз возвращалось к людям.

Наконец, в одну из ночей, сразу нескольким знатным селянам явился во сне отрок, сказавший им следующее: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Ужели из-за неведения имени моего? Так знайте, что я называюсь Иаков; соименник св. Иакову, брату Господню по плоти».

Тело отрока Якова, явившего свое имя во сне, было торжественно погребено на берегу в деревянном срубе, имевшем вид часовни. На месте погребения благочестивого юноши начались чудесные исцеления: к могиле потянулись паломники. В царствование Иоанна IV Грозного боровичский чудотворец был причислен к лику святых.

При изъятии гроба (патриарх Никон решил перенести мощи святого в Иверский монастырь) из земли забил родник. В настоящее время на месте погребения Якова Боровичского находится небольшая каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Умиление».