В Османской империи можно было избежать казни… выиграв забег у своего палача. Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши 19 гробов османской империи

Важное место в отправлении правосудия в Османской империи играли казни. Множество государственных деятелей поплатились жизнью за свои ошибки. Однако особого внимания заслуживает деятельность тех, .

Требования к вакансии палача

Одним из главных требований к палачам были немота и глухота . Именно этим объясняется их легендарная безжалостность. Они попросту не слышали криков свих жертв и оставались, в буквальном смысле глухи, к их страданиям.

Правители Османского государства стали прибегать к услугам палачей с 15 века. Обычно их выбирали из числа хорватов или греков. Кроме этого из янычарского отряда бостанджи выделялось пять человек для совершения казней во время военных походов. У палачей был свой начальник, который отвечал за их деятельность. Начальник «гражданских» палачей, в свою очередь, подчинялся командиру бостанджи. В его обязанности кроме всего прочего входили казни государственных деятелей.

Потенциальный кандидат в палачи , начинал свою практику «заплечных дел мастера» в качестве ассистента у кого-нибудь из своих более опытных коллег, пока не постигал всех тонкостей своего ремесла. Палачи знали анатомию человеческого тела не хуже врачей и могли доставить своей жертве как максимум страданий, так и быстро отправить на тот свет без всяких мучений.

Интересно и то, что палачи никогда не женились и после смерти как бы полностью исчезали из общества, которое бы испытывало определенный моральный дискомфорт в случае присутствия в своих рядах потомков людей такой профессии.

Способы, которыми казнили палачи

Приказ умертвить того или иного провинившегося представителя знати поступал от главы бостанджи, который для этого вызывал к себе главного палача. Османское государство придавало большое внимание тому, какое положение в обществе занимал осужденный на казнь человек. Например, если казнили великого визиря, то его обычно душили, а простым янычарам отрубали голову топором . Один из экземпляров такого топора, кстати, демонстрируется в музее Топкапы.

Если к смерти приговаривался член правящей династии, то для его умерщвления использовалась тетива от лука, которой его душили . Это была очень «чистая» смерть без малейшего следа крови, которая и полагалась членам «касты избранных».

Государственных служащих обычно обезглавливали мечом . Однако не все осужденные на смерть могли отделаться так легко: признанные виновными в воровстве, убийстве, пиратстве и грабежах подвергались болезненной казни путем подвешивания на крюк за ребро, сажания на кол или даже распятия.

Где проводились казни?

Главными тюрьмами во времена Османской империи были Эдикюль , Терсане и Румели Хисар . В Терсане содержались осужденные на галеры, военнопленные и приговоренные к каторжным работам. Тех, кто был приговорен к сравнительно небольшим срокам помещали Эдикюль или Румели Хисар. Сюда же сажали послов тех государств, с которыми османы находились в состоянии войны.

Во дворце Топкапы между башнями Бабус-Салям располагался секретный проход к помещениям, где находились палачи и куда уводили осужденных османских вельмож Последнее, что они видели в своей жизни – двор султанского дворца.

Именно здесь задушили знаменитого великого визиря Ибрагим-пашу. Перед Бабус-Салям палачи водружали на колонны головы казненных ими людей в назидание публике. Ещё одним местом казни была площадка у фонтана перед дворцом. Именно в нем палачи омывали свои окровавленные мечи и топоры.

Обвиняемых, чьи дела находились на рассмотрении, содержали либо в замке Балыкхане, либо в Эдикюле. Свою участь они узнавали по цвету шербета, которую им приносили охранники. Если цвет был белым, то это означало оправдание, а если красным, то – признание виновным и смертную казнь. Казнь происходила после того как осужденный насмерть выпивал свой шербет. Тело казненного выбрасывали в Мраморное море, головы отправляли для подтверждения факта казни великому визирю.

Из истории известно, что подозреваемых и обвиняемых в средневековой Европе подвергали разного рода жестоким пыткам; в Амстердаме даже есть музей пыток.

В Османском государстве такой практики не было, так как ислам запрещает пытки. Но, в отдельных случаях, по политическим мотивам или для того чтобы продемонстрировать определенный урок обществу тех, кто совершил тяжкие преступления подвергали пыткам. Одним из самых распространенных видов пыток были удары палками по пяткам – «фалака».

Тех, кто вымогал у людей деньги и имущество, совершал грабежи, убивал государственных чиновников, подрывал основы государственной власти, так же подвергали пыткам перед приведением смертного приговора в исполнение.

Сила османских султанов заключалась в том, что когда они выпускали свои указы – «фирманы», все без исключения, должны были повиноваться им и никто не смел ослушаться, так как каждому было известно, что ослушника ожидает серьезное наказание.

Ильдар Мухамеджанов

Понравился материал? Сделайте пожалуйста репост?

ЗАКОН ФАТИХА.

3 сообщения

В этой теме мы расскажем о Законе Мехмеда II Фатиха и о том, что такое «Женский султанат».

Немного истории. Какая власть ждёт нашу Нурбану — жену султана Селима II?

Женский султанат — исторический период жизни Османской империи, который продлился немногим более века. Он характеризуется переходом фактической власти в руки четырёх матерей сыновей султанов, сыновья которых, правящие падишахи, слушались их безоговорочно, принимая решения по поводу внутри и внешнеполитических, общегосударственных вопросов.

Итак, этими женщинами были:

Афифе Нурбану Султан (1525-1583) — по происхождению венецианка, имя при рождении Сесилия Баффо.

Сафие Султан (1550-1603) — по происхождению венецианка, имя при рождении София Баффо.

Махпейкер Кёсем Султан (1589-1651) — Анастасия, вероятнее всего родом из Греции.

Хатидже Турхан Султан (1627-1683) — Надежда, родом из Украины.

Верной датой «Женского султаната» следует считать 1574 год, когда Нурбану стала Валиде Султан. И именно Нурбану Султан следует считать первой представительницей исторического периода Османской империи под названием «Женский султанат».

Руководить гаремом Нурбану начала в 1566 году. Но настоящую власть Нурбану удалось прибрать к своим рукам только в период правления её сына Мурада III.

В год восшествия на престол Мурад III, поддавшись влиянию матери Нурбану и Великого Визиря Мехмеда Паши Соколлу, который был послушным исполнителем воли Нурбану, отдал приказ казнить всех своих сводных братьев, объясняя своё решение Законом Мехмеда Фатиха о братоубийстве, изданным в 1478 году. До этого Закон не использовался целых 62 года, так не было нужды в нём.
Когда на престол взошёл Сулейман у него на тот момент не было братьев-конкурентов.
Также, когда на престол восходил его сын Селим, у него (у Селима) уже не было братьев. (Мустафу и Баязета казнил Сулейман, Джихангир умер своей смертью и он не являлся претендентом на трон из-за болезни, а Мехмет был специально заражен оспой ещё в Манисе конкурентами на трон.

Через 21 год, когда умрёт Султан Мурад III, сын Селима II, новый султан, сын Мурада III — Мехмед III опять использует этот закон и опять это будет сделано по настоянию матери султана, уже Валиде Сафие Султан.
Мехмед III казнил 19 своих сводных братьев в 1595 году. Этот год войдёт в историю, как самый кровавый год применения Закона Фатиха.

После Мехмеда III на престол взойдёт Ахмед I, наложницей которого станет знаменитая Кёсем, в будущем властная и хитрая Валиде Султан.
Ахмед I введёт в практику заточения братьев правящих султанов в один из дворцовых павильонов, в «Кафес» (в переводе «Клетка»), что, однако, не является отменой закона Фатиха, а лишь дополняет к нему право выбора — смерть или клетка на пожизненное заточение. Да и к введению этой практики Кёсем Султан не приложила никаких усилий, поскольку смогла вмешиваться в решение султанов намного позже.
Упомянем лишь о том, что правящий султан Мурад IV сын Кёсем в 1640 году оставшийся без наследников, из страха конкуренции попытается убить своего родного брата, другого сына Кёсем. Однако Кёсем, располагавшая на тот момент огромной властью, помешает этому, поскольку в противном бы случае, правление Османской династии прекратилось бы, а османы правили империей 341 год.
Справедливости ради отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. Последний раз он использовался в 1808 году, когда султан Махмуд II, занявший трон, убьёт своего брата султана Мустафу IV.

Кто такой Мехмет Фатих? Чьё имя заставляло дрожать от страха могущественных султанш и их наследников трона на протяжении почти всего существования Османской империи?
Упоминание имя Мехмета Фатиха бросало в дрожь Хюррем Султан и её сыновей, только Махидевран спала спокойно, не боясь, что её сын попадёт под удар.
Всему виной ни что иное — как ЗАКОН О БРАТОУБИЙСТВЕ, закон, который придумал и ввёл Мехмет Фатих (Завоеватель), предок султана Сулеймана, тот самый, кто завоевал Константинополь и переименовал его в Стамбул. Закон разрешает воцарившемуся брату убить всех осталных братьев дабы потом они не посягнули на его трон.
Мустафа, сын Махидевран, под закон Фатиха не попадал, так как был старшим и главным наследником османского трона. Конечно, в этом Махидевран повезло, ведь до него у султана были сыновья от предыдущих наложниц — от Фюлане и Гюльфем. Но они умерли от болезни в годы эпидемий, и ПОЭТОМУ, Мустафа стал первым и главным претендентом на османский трон.
Махидевран не боялась закона Фатиха.
После Мустафы у султана появились от новой любимой наложницы и в будущем супруги — Хюррем — 6 детей: дочь Михримах и 5 сыновей (Мехмет, Абдалла, Селим, Баязет, Джихангир.) Абдалла умер во младенчестве, поэтому его не посчитали нужным ввести в сериал, о нём даже не упомянули.
Вот ко всему вышесказанному Хюррем и боялась больше всех этот проклятый закон, ведь она знала, что воцарившись, Мустафа убьёт её сыновей, каким бы добрым или милосердным он не казался — закон есть закон, и Совет настоит на исполнении этого закона, дабы жить спокойно, не опасаясь, что кто-то из братьев посягнёт на трон.

А теперь подробнее о законе Фатиха:

В 1478 году Мехмет II Фатих Завоеватель ввёл закон «О престолонаследии», второе более распространённое название закон «О братоубийстве».
Закон гласит: «Любой человек, который посмеет посягнуть на султанский трон, должен быть немедленно казнён. Даже, если трон пожелает занять мой брат. Следовательно, тот наследник, кто станет султаном, должен немедленно казнить своих братьев для сохранения порядка.»

Свой закон Мехмед II ввёл уже в конце правления. Он должен был послужить наследникам Мехмеда II надёжной защитой от претендентов на трон, недовольных властью оппонентов, в первую очередь от родных и сводных братьев правящего султана, которые могли в открытую выступить против Падишаха и поднять бунт.
Для предотвращения подобных беспорядков братьев надлежало казнить сразу после восшествия нового султана на трон, в независимости от того, посягали они на трон, или нет. Это было очень просто сделать, поскольку невозможно было отрицать, что хотя бы раз в жизни законные шехзаде не помышляли о троне.

И напоследок, отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. Последний раз он использовался в 1808 году, когда султан Махмуд II, занявший трон, убьёт своего брата султана Мустафу IV.
Просуществовала османская империя до 1922 года и потерпела крах из-за поражения в первой мировой войне.

Закон Фатиха или чего больше всего на свете боялась великая Хюррем-султан.

Закон Фатиха. Жестокое и непреложное правило существования могущественной династии Османов, неизбежный рок, повергающий в ужас могущественных султанш, родивших своему повелителю шехзаде. Как же был установлен этот обычай, породивший множество интриг у подножия султанского престола?

Одна лишь мысль о том, что ее сыновья станут жертвами Закона Фатиха, заставляла сердце Хюррем Султан сжиматься в жгучей тревоге. Напротив, Махидевран не очень беспокоилась по поводу того, что эта норма принесет в будущем несчастье ее сыну Мустафе. Дело в том, что Мехмет Фатих узаконил настоящее братоубийство — тот наследник, которому посчастливилось стать избранником Аллаха и взойти на трон, был обязан убить своих братьев во избежание смуты и неповиновения.

Мустафе повезло: он был старшим мальчиком среди детей султана Сулеймана и под Закон Фатиха не подпадал. Конечно, если бы выжили сыновья от предыдущих фавориток — Гюльфем и Фюлане, то Махидевран пришлось бы отчаянно интриговать, чтобы сохранить жизнь своему единственному шехзаде. Однако судьба до поры до времени позволяла главной жене правителя хранить спокойствие и не думать о печальной участи матери, потерявшей сына.

Но над головой сыновей рыжеволосой Хюррем Султан Закон Фатиха раскачивался словно дамоклов меч. Мать пятерых мальчиков прекрасно понимала, что если сын ее соперницы станет султаном, то им не жить. Каким бы добрым и понимающим братом не был Мустафа, он не остановится ни перед чем, желая уберечь государство от развала и гражданской войны. Закон суров, но это закон. На его выполнении будет настаивать Совет, отрицающий родственные чувства во имя интересов страны.

Подробнее о законе Фатиха

Совершивший множество славных походов Мехмед Фатих прославился среди своих подданных не только как завоеватель, но и как законодатель. Изданный в 1478 году закон «О престолонаследии», который вошел в анналы истории как закон о братоубийстве, гласил, что любой человек, осмелившийся посягнуть на трон повелителя, должен быть предан казни. Даже если это будет ближайший родственник. Из этого следовало, что новый султан прежде всего будет обязан уничтожить все потенциальныхсоперников за верховную власть.

Эта норма появилась под конец царствования Мехмеда II и должна была способствовать закреплению прав на престол наследников самого Фатиха, а не его сводныхбратьев и дядей, имевших возможность выступить против царствующего падишаха и повести за собой недовольное правлением население. В целях внутренней безопасности империи надлежало сразу же тайно или явно устранить конкурентов мужского пола, тем паче, что основания всегда имелись: каждый законный шехзаде хоть раз в жизни мечтал о троне.

Последний раз закон о братоубийстве был реализован в 1808 году, когда Махмуд II расправился со своим братом Мустафой IV. Впоследствии эта норма прекратит свое существование вместе с распадом Османского государства после поражения в Первой мировой войне в 1922 году.

Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши

Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии. Империя не может долго существовать и эффективно развиваться без стабильной системы наследования верховной власти. К чему может привести анархия в империи, можно проследить на примере Римской империи эпохи её упадка, когда императором мог стать фактически любой, кто предложит больше денег преторианцам, столичной гвардии. В Османской империи вопрос о порядке прихода к власти регулировал в первую очередь закон Фатиха, приводимый многими в пример как образец жестокости и политического цинизма.

Закон Фатиха о престолонаследии появился благодаря одному из самых известных и успешных султанов Османской империи Султаны Османской империи: 600 лет завоеваний, роскоши и власти , Мехмеду II (годы правления 1444-1446, 1451-1481). Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе. Но главным его военным деянием является захват Константинополя в 1453 году. Византийская империя к тому моменту уже фактически перестала существовать, её территория контролировалась османами. Но падение великого города, столицы монументальной империи, было знаковым событием, ознаменовавшим конец одной эпохи и начало следующей. Эпохи, в которой у Османской империи появилась новая столица, переименованная в Стамбул, а сама она стала одной из ведущих сил на международной арене.

Однако завоевателей в истории человечества немало, гораздо меньше великих завоевателей. Величие завоевателя измеряется не только масштабом покорённых им земель или количеством убитых врагов. В первую очередь это забота о том, чтобы сохранить завоёванное и превратить его в могущественное и процветающее государство. Мехмед II Фатих был великим завоевателем – после множества побед он задумался о том, как обеспечить империи стабильность в будущем. В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти. К тому моменту уже был выработан один из механизмов. Заключался он в принципе, на котором строилась жизнь султанского гарема – «одна наложница – один сын». Султаны очень редко вступали в официальный брак, обычно детей им рожали наложницы. Чтобы одна наложница не получала слишком много влияния и не начинала интриг против сыновей от других наложниц, она могла иметь от султана лишь одного сына. После его рождения её больше не допускали к интимной близости с повелителем. Более того, когда сын достигал более или менее вменяемого возраста, его назначали наместником в одну из провинций – и мать должна была его сопровождать.

В политике братья опаснее всего

Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало. С учётом того, что каждый совершеннолетний сын мог рассматриваться полноправным наследником, борьба за будущую власть нередко начиналась ещё до смерти предыдущего султана. Кроме того, даже получив власть, новый султан не мог быть полностью спокоен, зная, что его братья способны в любой момент поднять мятеж. Сам Мехмед II, придя к власти окончательно, решил этот вопрос просто и радикально – он убил сводного брата, потенциального соперника в борьбе за власть. А затем издал закон, в соответствии с которым султан после восшествия на престол имеет право казнить своих братьев ради сохранения стабильности государства и во избежание будущих мятежей.

Закон Фатиха в Османской империи Османская империя: южный мост между Востоком и Западом формально действовал на протяжении более чем четырёх веков, до конца существования султаната, упразднённого в 1922 году. При этом не стоит делать из Мехмеда II изувера, который якобы в обязательном порядке завещал своим потомкам нещадно уничтожать всех братьев. Закон Фатиха не говорил о том, что каждый новый султан обязан умерщвлять своих ближайших родственников. И многие султаны не прибегали к подобным радикальным мерам. Однако этот закон давал главе империи право посредством такого внутрисемейного «кровопускания» обеспечить политическую устойчивость всего государства. Кстати, данный закон не являлся жестокой прихотью султана-маньяка: его одобрили юридические и религиозные авторитеты Османской империи, посчитавшие, что такая мера оправдана и целесообразна. Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи. Так, при своём восшествии на трон в 1595 году султан Мехмед III приказал умертвить 19 братьев. Впрочем, последний случай применения этой чрезвычайной юридической нормы был отмечен задолго до падения империи: в 1808 году пришедший к власти Мурад II приказал убить брата, предыдущего султана Мустафу IV.

Закон Фатиха: законы и сериалы

Вряд ли бы о законе Фатиха в наше время вспомнило бы столь большое количество нетурецкого, то есть не изучавшего деяния Мехмеда II в школьном курсе истории, населения, если бы не пресловутый сериал «Великолепный век». Дело в том, что сценаристы сделали закон Фатиха одной из главных сюжетных пружин всего повествования. Согласно сценарному замыслу, Хюррем, знаменитая наложница и любимая жена султана Сулеймана Великолепного, начала плести свои интриги против других наложниц и старшего сына султана Сулеймана. При этом главная её деятельность была направлена как раз против закона Фатиха о престолонаследии. Логика была такова: у султана Сулеймана был старший сын, рождённый другой наложницей. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.

Поэтому Хюррем-султан якобы стремилась добиться от Сулеймана отмены данного закона. Когда же султан не захотел отменять закон даже ради любимой жены, она перенаправила свою деятельность. Не будучи в состоянии упразднить закон как угрозу своим сыновьям, она решила упразднить первопричину – и начала интриговать против старшего сына Сулеймана, чтобы дискредитировать его в глазах отца, а по возможности и уничтожить. Эта деятельность привела к усилению влияния Хюррем, ставшей, таким образом, родоначальницей той традиции, которая в истории Османской империи известна как «Женский султанат».

Версия в целом интересная и не лишённая логики, однако, всего лишь художественная версия. Хюррем-султан не является деятельницей «Женского султаната», это явление, характеризуемое большим влиянием женщин гарема на политическую ситуацию в стране и даже на верховную власть, возникло спустя полвека после её смерти.

К тому же опять стоит вспомнить, что закон Фатиха не предусматривал неизбежной расправы султана над братьями. Характерно, что в некоторых случаях закон обходили: например, в 1640 году, перед своей смертью, Султан Мурад IV приказал убить своего брата. Однако приказ не был выполнен, так как в случае его выполнения не оставалось прямых наследников по мужской линии. Правда, следующий султан вошёл в историю как Ибрагим I Сумасшедший, так что большой вопрос, правильно ли не выполнили приказ – но это уже другая история…

www.chuchotezvous.ru

Закон Фатиха

Закон Фатиха

Название закона

Основатель закона

Закон Фатиха - одна из священных традиций Османской Империи, используемая султанами при восшествии на престол. Закон Фатиха призывал султанов, получивших трон, умертвить всех своих братьев и их потомков мужского пола ради предотвращения междоусобных войн в дальнейшем.

Случаи убийства близких родственников во время борьбы за власть в династии османов происходили с первых же дней. Казня соперника в борьбе за престол, зачастую казнили и всех его сыновей, независимо от возраста. До Мурада II во всех случаях казнили только провинившихся принцев: бунтовщиков и заговорщиков, противников в вооружённой борьбе. Мурад II первым наложил наказание на несовершеннолетних невиновных братьев, велев их ослепить абсолютно без их вины. Его сын, Мехмед II, сразу после восшествия на престол казнил только что родившегося брата. Позднее султан издал сборник законов, одно из положений которого признавало убийство невинных шехзаде ради сохранения порядка законным.

Османы унаследовали представление о том, что пролитие крови членов династии недопустимо, поэтому родственников султанов казнили, удавливая их с помощью тетивы лука. Хоронили убитых таким образом сыновей султана с почётом, обычно рядом с умершим отцом. Баязид II и Селим I не применяли при воцарении закон Фатиха, поскольку отношения с братьями выясняли с оружием в руках, Сулеймана I пережил только один сын, поэтому в чистом виде закон Фатиха применялся начиная с воцарения Мурада III в 1574 году и до смерти Мурада IV в 1640 году:

Мурад III, старший сын Селима II, при воцарении в 1574 году воспользовался своим правом казнить ни в чём не виновных малолетних братьев по закону Фатиха. Количество казнённых оценивается как пять или девять. Мехмед III, старший сын Мурада III, при вступлении на престол также отдал приказ о казни своих малолетних братьев. У него их было 19. Опасаясь заговора со стороны собственных сыновей, Мехмед ввёл пагубный обычай не отправлять шехзаде в санджаки, а держать их при себе на территории султанского дворца. Ахмед I, старший из сыновей Мехмеда III, переживших его, дважды отдал приказ о казни Мустафы, однако оба раза случались неприятности, заставлявшие суеверного султана отменять приказ. Сын Ахмеда, Осман, приказал казнить своего брата, Мехмеда. Сам Осман был вскоре свергнут и убит. Мурад IV приказал казнить как минимум двух своих несовершеннолетних братьев. Несмотря на то, что у него так и не было сыновей, переживших младенчество, Мурад приказал казнить своего последнего брата и единственного наследника, Ибрагима, однако его спасла мать, и Ибрагим сменил Мурада на троне. Убит Ибрагим был позже, после мятежа янычар и свержения.

В дальнейшем закон Фатиха более не применялся. Посчитано, что на протяжении всей истории Османской империи было казнено 60 шехзаде. Из них 16 были казнены за мятежи и 7 за попытки мятежа. Все прочие - 37 - из соображений общей пользы.

Великолепный век

Мустафа клянется, что никогда не казнит Мехмеда

Впервые о законе, приказывающем убить своих братьев при восшествии на престол, упоминается в третьем сезоне. На охоте Сулейман рассказывает об этом сыну Мехмеду, и тот, встретившись с Мустафой, спрашивает его, сможет ли брат казнить брата. Шехзаде клянутся друг другу, что кто бы из них не взошел на престол, он никогда не казнит другого.

Казнь Баязида и его сыновей

В четвертом сезоне о законе Фатиха упоминается едва ли не в каждой серии. Претендентов на престол три - шехзаде Мустафа, Селим и Баязид. Мать Селима и Баязида Хюррем готова на всё, чтобы трон достался одному из её детей, и с этой целью она начинает плести интриги вокруг Мустафы. Баязид и Мустафа клянутся друг другу, что, взойди один из них на престол, он не убьёт другого, однако против этого активно выступают матери шехзаде. После казни Мустафы соперников остается только двое - Селим и Баязид, и каждый из них знает, что его ждет либо престол, либо смерть. За спиной Селима стоит отец, за спиной Баязида - мать. Между шехзаде происходит не одна битва, и в результате их младший шехзаде оказывается в персидском плену, откуда его выкупает Селим и казнит вместе со всеми сыновьями, дабы обеспечить себе спокойное правление.

Империя Кёсем

Маленький Мустафа I перед казнью в темнице

О Законе Фатиха упоминается в первой же серии. Ахмед рассказывает о своем детстве, омраченном смертью братьев и жестокостью отца, умершего из-за болезни и тем самым позволившего Ахмеду взойти на престол. На глазах шехзаде был убит его старший брат, Махмуд, а Дервиш Паша позже вспоминает, что, не отрави он Мехмеда III, и сам Ахмед был бы казнен. Следуя закону, новый султан должен лишить жизни своего младшего брата Мустафу, однако не может совершить этого не смотря на давление и со стороны матери, и со стороны Сафие Султан. Он делает несколько попыток к убийству мальчика, однако каждый раз что-то останавливает его. В итоге Ахмед так и не совершает злодеяния, чем заслуживает всеобщее признание. Однако из-за его милосердия Мустафе приходится всю жизнь просидеть в кафесе, из-за чего последний сходит с ума.

Казнь шехзаде по приказу Халиме Султан

После смерти Ахмеда закон Фатиха становится едва ли не главным героем сериала: чтобы защитить и своих детей, и всех шехзаде, которые ещё родятся в Империи, Кёсем Султан отменяет братоубийство. Она от имени мужа принимает новый закон о «самом старшем и мудром», по которому султаном становится старший из рода Османов. Но это не помогает остановить кровопролития: по приказу не считающейся с новыми порядками Валиде Халиме Султан всех племянников нового падишаха едва не казнят, причем дважды. Осман II, взойдя, наконец, на престол, отменяет принятый мачехой закон и возвращает братоубийство. Тем самым становится возможной казнь его брата, шехзаде Мехмеда. Также, еще во время жизни Ахмеда, казнят Искендера, «потерянного шехзаде», но позже он оказывается жив, и Кёсем, чтобы обеспечить в дальнейшем спокойное правление своему сыну и лишить наследника Сафие Султан, делает всё, чтобы расправиться с ним. Во время второго правления безумного Мустафы ради сохранения порядка детей Кёсем снова едва не казнят, а Османа убивают янычары. Его сына, Мустафу, также казнят.

Казнь шехзаде Баязида

Во втором сезоне Закон Фатиха царствует от первой серии до последней: стоит султану Мураду взять власть в свои руки, как его братья начинают опасаться за свою свободу, а потом и за жизнь. Гюльбахар Султан, едва приехав во дворец, сразу же начинает говорить сыну, что однажды султан по-любому его казнит, и потому необходимо свергнуть действующего падишаха прежде, чем это случится. Стоит шехзаде Касыму совершить проступок, как его сажают в кафес, а спустя несколько лет, вследствие интриг его матери, и вовсе казнят. Несмотря на все попытки Валиде Кёсем Султан сохранить жизнь всем шехзаде, Баязид первым погибает от рук палачей, ввязавшись в игру своей матери, Касыма убивают вторым, а Ибрагима, также несколько лет проведшего в кафесе, Кёсем в прямом смысле защищает своим телом. Позднее падишах казнит пожилого Мустафу I, всё ещё сидящего в кафесе.

ru.muhtesemyuzyil.wikia.com

На главную страницу

Süleyman ve Roksolana / Сулейман и Роксолана

Закон Фатиха
Зачем он нужен?! И кто его придумал?!

Ну для начало напоминаю, для тех кто забыл или попросту не знал, как этот закон называется. Закон Фатиха — это тот самый закон, который дозволяет умертвить всех своих братьев и полностью прервать их род (то есть убить всех их потомков, по мужской линии), если (тебе всё таки повезло) и ты занял престол, то есть стал Султаном.

Для начало, не много о создателе этого самого закона. Султан Мехмед II, прозванный в народе Фатих, что означает Завоеватель - был османским султаном с 1444 по 1446 и с 1451 по 1481. (Прадедушка султана Сулеймана Кануни).

Мехмед II родился 29 марта 1432 года в Эдирне. Он был четвёртым сыном Мурада II от его наложницы Хюмы Хатун (предполагается, что она была греческого происхождения).

Когда Мехмету исполнилось шесть лет, его отправили в санджак-сарухан Манису, где он находился до августа 1444 года (до 12 лет), то бишь до занятия им престола.

В момент вступления на трон Мехмед II приказал утопить сводного брата Ахмеда-Кучука. После этого собственно, Мехмед II и узаконил этот обычай своим указом, который гласил «Тот из моих сыновей, который вступит на трон, ВПРАВЕ убивать своих братьев, чтобы был порядок на земле.» Большинство знатоков судейского дела одобрили этот закон. ТАК ПОЯВИЛСЯ ЗАКОН ФАТИХА.

На самом деле этот султан, прославился не только своим знаменитым законам, он вёл многочисленные завоевания в ходе Балканских войн завоевал Сербию, Герцеговину, Албанию. В 1467 году Мехмед II подошёл к владениям мамлюкских правителей Караманидов - Ак-Коюнлу - Мемлюк. В 1479 году султан предпринял поход против венецианцев, держащих обширную территорию Албании под контролем. Мехмед II осадил крепости Шкодер (Ишкодра) и Круя (Акчахисар). Самым главным его завоеваниям, за, которая он собственно и получил прозвище «Фатих» было завоевания Константинополя в мае 1453 года (на тот момент ему шёл 21 год).

Жёны и наложницы:

С начала правления султана Мехмета II (с 1444 года), основным элементом османской семейной политики было проживание с наложницами, официально не заключая с ними брака, а так же главного принципа (о котором, я думаю очень многие слышали) «одна наложница один сын (шехзаде)», так же как и политика ограничения деторождения жен из благородных семей, осуществлялось путем полового воздержания. Внутри султанского гарема, вероятно, применялась своеобразная политика недопущения в постель султана тех наложниц, которые уже родили сыновей. Одной из причин применения политики «одной наложнице одного сына» являлось то, что матери султанских детей при отправке своих сыновей на управления санджаками сопровождали их и возглавляли их дом в провинциях.

1.Эмине Гюльбахар Хатун: мать Джевхер хатун и приёмная мать Баязида II (Как приёмная мать Баязида и вдова Мехмеда получила титул, равный появившемуся позже титулу валиде-султан. Умерла в 1492 году в Стамбуле. Похоронена в мечети Фатих. В память о приёмной матери Баязид II после её смерти построил в Токате мечеть Хатунийе).

2. Ситти Мюкриме Хатун: была ЗАКОННОЙ женой Мехмета, дочерью шестого правителя Дулкадириды Сулеймана Бея и биологической матерью Баязида II. (Её сын взошёл на престол спустя 14 лет, после смерти Мюкриме. Другая жена Мехмеда Эмине Гюльбахар Хатун получила тогдашний эквивалент титула валиде-султан, как его приёмная мать).

3. Гульшах хатун: мать любимого сына султана Мехмеда II – шехзаде Мустафы (1450-1474 года). (Шехзаде умер от болезни в июне 1474 года, в возрасте 24 лет. В его смерти обвинили великого визиря Махмуда-пашу, у которого были плохие отношения с Мустафой. Его задушили, но похоронили в его мавзолее, который он построил и носит его имя. А самое главное в день его похорон султан объявил траур, что являлось признаком его переменчивого характера).

4.Чичек хатун: мать шехзаде Джема
5.Хелена хатун
6.Анна хатун
7.Алексис хатун

Сыновья: султан Баязид II, шехзаде Мустафа, шехзаде Джем и шехзаде Коркут.

Дочери: Джевгер хатун, Сельджук хатун, Хатидже хатун, Илади хатун, Айше хатун, Хинди хатун, Айнишах хатун, Фатьма хатун, Шах хатун, Хума султан и Икмар султан. (Я думаю, многим интересно почему первых дочерей называли хатун, а 2-х последних султан, объясняю, до времени правления Базида II дочерей султана называли Хатун, а после его восхождения на престол, дочерей султанов стали называть Султаншами).

Умер Мехмед II, когда перебазировался из Стамбула в Гебзе для окончательного формирования армии (для очередного похода). Во время нахождения в воинском стане Мехмед II заболел и скоропостижно скончался, как предполагалось от пищевого отравления или же по причине своей хронической болезни. Существовала также версия об отравлении. Тело владыки было привезено Карамани Ахмет-пашой в Стамбул и было выставлено для прощания в течение двадцати дней. На второй день после восхождения Баязида II на престол тело было предано земле в мавзолее Мечети Фатих. Похороны состоялись 21 мая 1481 года.

Требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов Складские строения, предназначенные для хранения нефти, нефтепродуктов, в связи с их взрыво- и пожароопасностью должны быть оборудованы соответствующим образом для […]

  • Криминалистическое исследование следов биологического происхождения К следам биологического происхождения относятся: кровь и ее следы; следы спермы; волосы и другие выделения человеческого организма. Указанные следы несут разыскную […]
  • Почти 400 лет под Османской империей находилась большая часть территорий Юго-Восточной Европы, Турции и Ближнего Востока. Ее основали отважные тюркские наездники, но империя вскоре потеряла большую часть своей первоначальной мощи и жизнеспособности, находясь в состоянии функциональной дисфункции, которая хранила множество секретов.

    ✰ ✰ ✰
    10

    Братоубийство

    В ранние периоды у османских султанов не практиковался принцип первородства, когда старший сын является единственным наследником. Поэтому на трон претендовали сразу все имеющиеся братья, а проигравшие потом переходили на сторону вражеских государств и долгое время доставляли множество проблем победившему султану.

    Когда Мехмед Завоеватель пытался завоевать Константинополь, со стен города против него воевал его родной дядя. Мехмед решил проблему со свойственной ему беспощадностью. После вступления на престол, он просто приказал убить родственников мужского пола, в том числе не пощадил своего брата-младенца. Позже он издал закон, который лишил жизни не одно поколение: «А тот из моих сыновей кто возглавит Султанат, должен убить своих братьев. Большинство улемов и так это себе позволяют. Так пусть они действуют так и дальше».

    С этого момента каждый новый султан занимал трон, убивая всех своих родственников-мужчин. Мехмед III от горя вырвал себе бороду, когда его младший брат просил не убивать его. Но он «не ответил ни на одно слово,» и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. Вид их 19 завернутых тел, провезенных по улицам, как говорили, заставил плакать весь Стамбул.

    Даже после первого круга убийств, остальные родственники султана тоже были опасны. Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы, когда его собственного сына душили тетивой; мальчик стал слишком популярен в армии, так что султан не мог чувствовать себя в безопасности.

    ✰ ✰ ✰
    9
    На фото: Kafes, Kuruçeşme, İstanbul

    Принцип братоубийства никогда не был популярен у народа и у духовенства, так что его тихо упразднили после внезапной смерти султана Ахмеда в 1617 году. Вместо этого потенциальных наследников престола держали в дворце Топкапы в Стамбуле в специальных помещениях, известных как «Kafes» («клетки»).

    Можно было провести всю свою жизнь заключенным в тюрьму в Kafes под постоянным контролем охранников. Тюремное заключение, как правило, было роскошным с точки зрения условий, но с очень строгими ограничениями. Многие принцы сходили с ума от скуки, либо уходили в разврат и пьянство. Когда нового султана привозили к Воротам Повелителя, чтобы визири могли засвидетельствовать ему свою верность, это мог быть первый раз, когда он выходил на улицу за несколько десятилетий, что не очень хорошо влияло на способности нового правителя.

    Кроме того, угроза ликвидации со стороны правящего родственника была постоянной. В 1621 году великий муфтий отказал Осману II в прошении задушить его брата. Тогда он обратился к главному судье, тот вынес противоположное решение, и принц был задушен. Сам Осман позже был свергнут военными, которые должны были вывести его выжившего брата из Kafes, разобрав крышу и вытянув его на веревке. Бедный человек провел два дня без еды и воды, и, вероятно, слишком обезумел, чтобы заметить, что он стал султаном.

    ✰ ✰ ✰
    8

    Молчаливый ад во дворце

    Даже для султана жизнь в Топкапы могла быть до крайности скучной и невыносимой. Тогда считалось, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому был введен особый язык жестов, и правитель проводил большую часть времени в полной тишине. Султан Мустафа посчитал это совершенно не выносимым, и пытался отменить такой запрет, но его визири отказались. Мустафа вскоре сошел с ума и бросал с берега монетки рыбам, чтобы те их тратили.

    Интриги во дворце плелись постоянно и в больших количествах, так как за власть боролись и визири, и придворные, и евнухи. В течение 130 лет большое влияние имели женщины из гарема, этот период стал известен как «женский султанат». Драгоман (главный переводчик) всегда был влиятельной персоной, и всегда это был грек. Евнухи делились по расовому признаку, главный черный евнух и главный белый евнух часто были непримиримыми соперниками.

    Находясь в центре этого безумия, султан был под присмотром куда бы он ни пошел. Ахмет III писал великому визирю: «Если я иду из одной комнаты в другую, выстраиваются 40 человек, когда мне нужно надеть штаны, я не чувствую ни малейшего комфорта в этом окружении, поэтому оруженосец должен всех уволить, оставив только три-четыре человека, чтобы я мог быть спокоен». Проводя свои дни в полной тишине под постоянным наблюдением и в такой ядовитой атмосфере, несколько османских султанов последнего периода потеряли рассудок.

    ✰ ✰ ✰
    7

    Власть в Османской империи полностью контролировало и жизнь, и смерть своих подданных. Причем смерть была делом вполне обыденным. Первый двор дворца Топкапы, где собирались просители и гости, был ужасным местом. Там стояли две колонны, на которых висели отрубленные головы и специальный фонтан, в котором могли мыть руки только палачи. Во время периодических тотальных «чисток» во дворце, в этом дворе складывали целые курганы отрезанных языков провинившихся, а специальная пушка стреляла каждый раз, когда очередное тело сбрасывалось в море.

    Интересно, что турки не создавали специально корпус палачей. Эту работу выполняли дворцовые садовники, которые делили свое время между казнями и выращиванием восхитительных цветов. Большинство своих жертв они обезглавливали. Но проливать кровь членов королевской семьи и высокопоставленных чиновников было запрещено, их ждало удушение. В результате, главный садовник всегда был огромным, мускулистым мужчиной, который был способен задушить любого визиря в любой момент.

    В ранние периоды визири гордились своим послушанием, и любое решение султана принимали безропотно. Знаменитый визирь Кара Мустафа очень уважительно приветствовал своего палача со смиренными словами «Пусть так и будет», стоя на коленях с петлей на шее.

    В последующие годы отношение к такому ведению дел изменилось. В XIX веке губернатор Али-паша так боролся с людьми султана, что его пришлось застрелить через половицы в его доме.

    ✰ ✰ ✰
    6

    Был один путь для верного визиря избежать гнева султана и остаться в живых. Начиная с конца XVIII века появился обычай, что осужденный великий визирь мог избежать казни, победив главного садовника в гонке по дворцовым садам.

    Осужденного приводили на встречу с главным садовником, и после обмена приветствиями визирю вручался кубок замороженного шербета. Если щербет был белый, это означало, что султан предоставил отсрочку. Если красный – то должна состояться казнь. Как только визирь видел красный шербет, он должен был сразу же убегать.

    Визири бежали сквозь дворцовые сады между тенистыми кипарисами и рядами тюльпанов, а за ними наблюдали сотни глаз из-за окон гарема. Цель осужденного состояла в том, чтобы добраться до ворот рыбного рынка на другой стороне дворца. Если визирь достигал ворот раньше, чем главный садовник, его просто ссылали. Но садовник всегда был моложе и сильнее, и, как правило, уже ждал свою жертву у ворот с шелковым шнуром.

    Тем не менее, нескольким визирям удалось избежать казни таким образом, в том числе Хачи Салих-паше, последнему, кто участвовал в этой смертельной гонке. После бега с садовником он стал губернатором одной из провинций.

    ✰ ✰ ✰
    5

    Растерзание визирей

    В теории великий визирь был вторым человеком после султана, но именно его казнили или бросали на растерзание в толпу всякий раз, когда дела шли как-то не так. При султане Селиме Грозном было столько великих визирей, что они всегда с собой начали носить свои завещания. Как-то один из них попросил Селима дать ему знать заранее, если он его собираются казнить, на что султан бодро ответил, что уже выстроилась очередь на его замену.

    Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который имел привычку приходить ко дворцу и требовать казни при любых неудачах. Надо сказать, что люди не боялись штурмовать дворец, если их требования не удовлетворялись. В 1730 году одетый в лохмотья солдат по имени Патрона Али привел толпу во дворец, и им удалось на несколько месяцев взять империю под свой контроль. Он был зарезан после того, как пытался заставить мясника одолжить ему деньги для правителя Валахии.

    ✰ ✰ ✰
    4

    Пожалуй, самым ужасным местом дворца Топкапы был императорский гарем. Он насчитывал до 2000 женщин – жен и наложниц султана, большинство из них были куплены или похищены в качестве рабынь. В гареме их держали взаперти, а для постороннего мужчины один взгляд на них означал немедленную смерть. Сам гарем охранялся и управлялся главным Черным евнухом, чье место было одним из самых влиятельных в империи.

    Об условиях жизни в гареме и о событиях, происходящих в его стенах, до нас дошло очень мало информации. Считалось, что там было так много наложниц, что некоторых из них султан даже никогда не видел. А другие были настолько влиятельны, что участвовали в управлении империей. Сулейман Великолепный безумно влюбился в наложницу из Украины, которую звали Роксолана, женился на ней, и сделал ее своим главным советником.

    Влияние Роксоланы было настолько велико, что великий визирь приказал похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзагу в надежде, что она сможет завладеть вниманием султана. План был сорван храбрым итальянцем, который ворвался в спальню Джулии и увез ее на лошади как раз перед тем, как прибыли похитители.

    Кесем Султан обладала еще большим влиянием, чем Роксолана, она эффективно управляла империей как регент сына и внука. Но невестка Турхан не стала сдавать свои позиции без боя, и Кёсем Султан была задушена занавеской сторонниками Турхан.

    ✰ ✰ ✰
    3

    Налог кровью

    В раннем османском периоде существовал девширме («налог кровью») – вид налога, при котором мальчиков из христианских подданных империи забирали на службу империи. Большинство мальчиков становились янычарами и рабами-солдатами, которые всегда находились на передовой во всех османских завоеваниях. Налог собирался нерегулярно, только когда в империи не хватало имеющегося количества солдат. Как правило, забирали мальчиков в возрасте 12-14 из Греции и Балкан.

    Османские чиновники собирали всех мальчиков в деревне и сверяли имена по крестильным записям из местной церкви. Затем выбирались самые сильные, из расчета один мальчик на каждые 40 домохозяйств. Отобранных детей пешком отправляли в Стамбул, самые слабые оставались умирать на обочинах дорог. Готовилось подробное описание каждого ребенка, чтобы его можно было отследить при побеге.

    В Стамбуле им делали обрезание и насильственно обращали в ислам. Самые красивые или умные отправлялись во дворец, где их обучали, чтобы они могли присоединиться к элитной части подданных султана. Эти ребята могли со временем достичь очень высоких чинов, и многие из них стали пашами или визирями, как знаменитый великий визирь из Хорватии Соколлу Мехмед.

    Остальные мальчики присоединялись к янычарам. Сначала они направлялись на работы на фермах на восемь лет, где они учили турецкий и росли. В 20 лет они официально становились янычарами — элитными солдатами империи и железной дисциплиной и идеологией.

    Из этого налога были исключения. Запрещено было забирать из семьи единственного ребенка или детей от мужчин, служивших в армии. По каким-то причинам не брали сирот и венгров. Жители Стамбула также попадали в исключения на том основании, что они «не имеют чувство стыда.» Система такой дани перестала существовать в начале XVIII века, когда детям янычар было позволено становиться янычарами

    ✰ ✰ ✰
    2

    Рабство оставалось главной особенностью Османской империи вплоть до конца 19 века. Большинство рабов были выходцами Африки или с Кавказа (особенно ценились адыги), а крымские татары обеспечивали постоянный поток русских, украинцев и даже поляков. Считалось, что мусульмане юридически не могут быть порабощены, но это правило было тихо забыто, когда прекратилось пополнение немусульман.

    Известный ученый Бернард Льюис утверждал, что исламское рабство появилось независимо от западного рабства, а, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам было легче получить свободу или занять высокие должности. Но нет никаких сомнений в том, что Османское рабство было невероятно жестоким. Миллионы людей погибли от набегов или от

    изнурительной работы в полях. Это даже не говоря о процессе кастрации, используемом для получения евнухов. Как указывал Льюис, османы привозили миллионы рабов из Африки, но сейчас в современной Турции очень мало людей африканского происхождения. Это говорит само за себя.

    ✰ ✰ ✰
    1

    В целом, Османская империя была довольно толерантной. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в ислам своих немусульманских подданных и радушно приняли евреев, когда тех изгнали из Испании. Подданные никогда не подвергались дискриминации, и империя была практически в управлении албанцев и греков. Но когда сами турки чувствовали угрозу, они могли поступать очень жестоко.

    Селим Грозный, к примеру, был очень озабочен тем, что шииты, отрицавшие его авторитет в качестве защитника ислама, могли быть двойными агентами Персии. В результате, он прошел по востоку своей империи, уничтожив скот и убив, по меньшей мере, 40000 шиитов.

    По мере того как империя слабела, она теряла свою прежнюю терпимость, и меньшинствам приходилось несладко. К XIX веку массовые убийства стали все более и более распространенным явлением. В ужасном 1915 году, всего за два года до распада империи, было организовано массовое убийство 75 процентов армянского населения. Тогда погибли около 1,5 миллиона человек, но эти зверства полностью признать геноцидом армян Турция до сих пор отказывается.

    ✰ ✰ ✰

    Заключение

    Это была статья Секреты Османской империи. ТОП-10 интересных фактов . Спасибо за внимание!

    Османская империя, официально именуемая Великим Османским государством, просуществовала 623 года.

    Она являлась многонациональным государством, правители которого соблюдали свои традиции, но не отрицали и других. Именно по этой выгодной причине многие соседствующие страны союзничали с ними.

    В русскоязычных источниках государство именовали Турецким или Турским, а в Европе его называли Портой.

    История возникновения Османской империи

    Великое Османское государство возникло в 1299 году и просуществовало до 1922 года. Первым султаном государства был Осман, в честь которого и была названа империя.

    Войско османов регулярно пополнялось курдами, арабами, туркменами и иными нациями. Каждый мог прийти и стать участником османского войска, лишь произнеся исламскую формулу.

    Земли, полученные в результате захвата, выделялись для сельского хозяйства. На таких участках располагался небольшой дом и сад. Хозяин этого участка, который носил название «тимар», обязан был являться к султану по первому же зову и выполнять его требования. Он должен был являться к нему на собственном коне и полностью вооруженным.

    Всадники не платили никаких налогов, поскольку они расплачивались «своей кровью».

    В связи с активным расширением границ, им необходимо было не только конное войско, но и пехота, потому они и создали таковую. Сын Османа Орхан также продолжил расширение территории. Благодаря ему османы оказались в Европе.

    Там они брали на обучение у христианских народов маленьких мальчиков в возрасте около 7 лет, которых обучали, и те принимали ислам. Такие граждане, выросшие с детских лет в подобных условиях, были отличными воинами и их дух был непобедим.

    Постепенно они сформировали собственный флот, куда входили воины разных национальностей, брали туда даже пиратов, которые охотно принимали ислам и вели активные сражения.

    Как называлась столица Османской империи?

    Император Мехмед II, захватив Константинополь, сделал его своей столицей и назвал Стамбулом.

    Однако, не все сражения проходили гладко. В конце XVII века была череда неудач. Так, например, Российская Империя отобрала у османов Крым, а также побережье Черного моря, после чего государство стало терпеть все больше поражений.

    В XIX веке страна начала быстро слабнуть, казна стала опустошаться, сельское хозяйство велось плохо и неактивно. При поражении во время Первой Мировой Войны было подписано перемирие, султан Мехмед V был упразднен и уехал на Мальту, а в последующем в Италию, где прожил до 1926 года. Империя распалась.

    Территория империи и её столица

    Территория очень активно расширялась, особенно в годы правления Османа и Орхана, его сына. Осман стал расширять границы после того, как пришел в Византию.

    Территория Османской империи (для увеличения нажмите)

    Изначально она располагалась на территории современной Турции. Далее османы добрались и до Европы, где расширили свои границы и захватили Константинополь, названный в последующем Стамбулом и ставший столицей их государства.

    К территориям также присоединена была Сербия, а также многие другие страны. Присоединили османы и Грецию, некоторые острова, а также Албанию и Герцеговину. Данное государство было одним из могущественных долгие годы.

    Расцвет Османской империи

    Расцветом считается эпоха правления султана Сулеймана I. В этот период было совершено множество походов на Западные страны, благодаря которым границы Империи были существенно расширены.

    В связи с активным положительным периодом правления, султан был прозван Сулейманом Великолепным. Он активно расширял границы не только в мусульманских странах, но и присоединяя страны Европы. У него были свои визири, которые обязаны были информировать султана о происходящем.

    Сулейман I правил длительное время. Его идеей все годы правления была идея объединения земель, так же как и у его отца Селима. Также он планировал объединить народы Востока и Запада. Именно поэтому свою позицию он вел достаточно прямо и не сворачивал с поставленной цели.

    Хотя активное расширение границ происходило и в 18 веке, когда были выиграны большинство сражений, однако, самым положительным периодом все таки считается эра правления Сулеймана I - 1520-1566 гг.

    Правители Османской империи в хронологическом порядке

    Правители Османской империи (для увеличения нажмите)

    Династия османов правила длительное время. Среди списка правителей самыми выдающимися были Осман, который образовал Империю, его сын Орхан, а также Сулейман Великолепный, хотя каждый султан оставил свой след в истории Османского Государства.

    Изначально турки-османы, спасаясь от монголов, частично перекочевали в сторону Запада, где были на службе у Джалал уд-Дина.

    Далее часть оставшихся турков была направлена во владение падишаха султана Кей-Кубада I. Султан Баязид I, во время сражения под Анкарой, попал в плен, после чего умер. Тимур разделил Империю на части. После этого восстановлением ее занялся Мурад II.

    В период правления Мехмеда Фатиха был принят закон Фатиха, который подразумевал убийство всех тех, кто мешает правлению, даже родных братьев. Закон просуществовал не слишком длительное время и поддерживался не всеми.

    Султан Абдух Хабиб II был свергнут в 1909 году, после чего Османская Империя перестала быть монархическим государством. Когда Абдулла Хабиб II Мехмед V стал править, при его правлении Империя стала активно разваливаться.

    Мехмед VI, правивший кратко до 1922 года, до момента конца Империи, покинул государство, которое окончательно распалось в XX веке, но предпосылки к этому были еще в 19 веке.

    Последний султан Османской империи

    Последним султаном был Мехмед VI, который был на престоле 36-м по счету . До его правления государство переживало существенный кризис, поэтому восстановить Империю было крайне трудно.

    Османский султан Мехмед VI Вахидеддин (1861-1926)

    Он стал правителем уже в возрасте 57 лет. После начала своего правления Мехмед VI распустил парламент, однако Первая Мировая Война сильно подорвала деятельность Империи и султану пришлось покинуть страну.

    Султанши Османской империи — их роль в управлении государством

    Женщины в Османской Империи не имели права править государством. Такое правило существовало во всех исламских государствах. Однако, существует период в истории государства, когда женщины активно участвовали в правлении.

    Считается, что женский султанат появился в результате окончания периода походов. Также во многом образование женского султаната связано и с отменой закона «О престолонаследении».

    Первой представительницей была Хюррем Султан. Она была женой Сулеймана I. Ее титулом был Хасеки Султан, что означает «Самая любимая жена». Она была очень образована, умела вести деловые переговоры и отвечать на различные послания.

    Она была советником своего супруга. А поскольку он большую часть времени проводил в сражениях, то она брала на себя основные обязанности правления.

    Падение Османской империи

    В результате многочисленных провальных сражений в период правления Абдулла хабиб II Мехмед V, Османское государство стало активно разрушаться. Почему распалось государство — сложный вопрос.

    Однако, можно сказать, что основным моментом в ее развале была именно Первая Мировая Война , которая и положила конец Великому Османскому государству.

    Потомки османской империи в наше время

    В новое время государство представлено лишь ее потомками, определенными на генеалогическом древе. Одним из них является Эртогрул Осман, который родился в 1912 году. Он мог бы стать следующим султаном своей империи, если бы она не распалась.

    Эртогрул Осман стал последним внуком Абдул Хамида II. Он свободно говорит на нескольких языках, имеет хорошее образование.

    Его семья переехала жить в Вену, когда ему было около 12 лет. Там он и получил образование. Эртогул женат второй раз. Первая жена скончалась, так и не подарив ему детей. Второй женой его стала Зайнеп Тарзи, которая является племянницей Амманулла, бывшего короля Афганистана.

    Османское государство было одним из великих. Среди его правителей можно выделить несколько самых выдающихся, благодаря которым его границы существенно расширялись за достаточно короткий промежуток времени.

    Однако, Первая Мировая Война, а также многие проигранные поражения нанесли серьезный урон данному империи, в результате чего она распалась.

    В настоящее время историю государства можно посмотреть в фильме «Тайная организация Османской Империи», где в кратком содержании, но достаточно подробно описаны многие моменты из истории.

    Закон Фатиха - закон Османской империи, позволяющий одному из наследников трона убить остальных ради предотвращения войн и смут.

    Закон братоубийства

    Формулировка

    «Закон о братоубийстве» содержится во второй главе (bāb-ı sānī ) Канун-наме Мехмеда II . Два варианта формулировки закона, сохранившиеся в источниках, имеют лишь незначительные орфографические и стилистические отличия друг от друга. Ниже приводится версия из текста, изданного Мехмедом Эрифом-беем в 1912 году:

    Оригинальный текст (перс.)

    و هر کمسنه یه اولادمدن سلطنت میسر اوله قرنداشلرین نظام عالم ایچون قتل ایتمك مناسبدر اکثر علما دخی تجویز ایتمشدر انکله عامل اولهلر

    Оригинальный текст (тур.)

    Ve her kimseye evlâdımdan saltanat müyesser ola, karındaşların Nizâm-ı Âlem için katl eylemek münasiptir. Ekser ûlema dahi tecviz etmiştir. Anınla amil olalar

    Тексты

    Так называемый закон Фатиха о братоубийстве можно найти в Канун-наме Мехмеда II во второй части, излагающей нормы суда и государственной организации. Текст Канун-наме не дошел до нас на языке оригинала, сохранились только копии XVII века. В течение долгого периода высказывалось мнение, что Мехмед не мог легализовать братоубийство. Сомневающиеся полагали, что этот закон выдумали европейцы и ложно приписали его Фатиху. Неопровержимым, якобы, доказательством этого, с их точки зрения, являлось то, что закон долгое время существовал в единственном списке Канун-наме в архиве Вены. Однако в ходе исследований были найдены и другие экземпляры, датируемые временами Османской Империи. Историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан показали, что Канун-наме, кроме небольшой его части, создан Фатихом, однако дошедшие до наших дней списки содержат включения, относящиеся ко временам правления сына Фатиха и его преемника Баязида II.

    Две совпадающие по тексту рукописи в Австрийской национальной библиотеке в Вене (Cod. H. O. 143 и Cod. A. F. 547). Одна рукопись, датируемая 18 марта 1650 года, была опубликована в 1815 году Йозефом Хаммером под названием «Кодекс султана Мухаммеда II» и была переведена на немецкий с пропусками. Примерно через столетие Мехмед Ариф-бей опубликовал текст более старой рукописи от 28 октября 1620 года, под названием Ḳānūnnnāme-i āl-i’Os̠mān («Кодекс Османов»). Другие копии кроме этих двух были неизвестны до обнаружения второго тома незавершенной хроники Коджи Хуссейна Beda’i’u l-veḳā"i , «Времена основания». Коджа Хуссейн, по его собственным словам, использовал записи и тексты, хранившиеся в архивах.

    Копия хроники (518 листов, в Nesta’lī Du-Duktus , размеры листа 18 x 28,5 см, 25 строк на страницу) был куплен из частной коллекции в 1862 году Санкт-Петербурга и попал в Ленинградское отделение Академии наук СССР , где он и хранится (NC 564). Первая факсимильная публикация этой рукописи после длительной подготовки состоялась в 1961 году.

    Ещё один, более короткий и неполный список Канун-наме (в котором отсутствует закон братоубийства) можно найти в работе Хезарфена Хюсейна-эфенди (умер в 1691 году) в работе «Тельшию л-бекан-фа-āavānīn-i āl-i’Os̠mān», «Резюме объяснений законов Дома Османа». Согласно предисловию, она написана неким Лейсадом Мехмедом б. Мустафой, главой государственной канцелярии (тевви’и) в трех разделах или главах. Создание рукописи относится ко времени, когда великим визирем был Караманлы Мехмед-паша (1477-1481).

    Одним из первых османских летописцев, комментировавших Канун-наме и цитировавших его, был Мустафа Али-эфенди (1541-1600).

    Престолонаследование и династические убийства

    До введения закона Фатиха

    Длительное время после образования Османского государства в правящей династии отсутствовала передача власти от одного правителя к последующеиму напрямую. На востоке, в частности, в странах дар аль ислама, как наследие кочевых времён сохранялась система, при которой все члены семьи, происходившие от основателя династии по мужской линии, имели равные права (Ekber-i-Nesebi ). Султан не назначал преемника; считалось, что правитель не вправе определить заранее, кто из всех претендентов и наследников получит власть. Как сказал об этом Мехмед II: «Султана называет Всевышний». Назначение наследника трактовалось, как вмешательство в божественное предопределение. Трон занимал тот из претендентов, чья кандидатура получала поддержку знати и улемов . В османских источниках сохранились указания на то, что брат Эртогрула, Дундар-бей, тоже претендовал на лидерство и титул вождя, но племя предпочло ему Османа .

    В этой системе все сыновья султана теоретически имели равные права на престол. Не имело значения, кто был старше, а кто младше, был это сын от жены или наложницы. С самого раннего времени, следуя традициям народов Центральной Азии, была установлена система, при которой все сыновья правящего султана отправлялись в санджаки, чтобы обрести опыт управления государством и армией под руководством лалы. (При Османе ещё не было санджаков, но все его родственники мужского пола (братья, сыновья, тесть) управляли различными городами. Помимо административного, до 1537 года османские принцы получали и военный опыт, принимая участие в битвах, командуя войсками. Когда султан умирал, новым султаном становился тот, кто раньше успевал прибыть в столицу после смерти отца и принять присягу от чиновников, улемов и войск. Этот метод способствовал тому, чтобы к власти приходили опытные и талантливые политики, сумевшие выстроить хорошие отношения с элитой государства и получить её поддержку . Например, после смерти Мехмеда II обоим его сыновьям были посланы письма с сообщением об этом. Санджак Джема был ближе; существовало мнение, что Мехмед более благоволил к нему; Джема поддерживал великий визирь. Однако партия Баязида была сильнее. Занимая ключевые посты (бейлербей Румелии, санджакбеи в Анталии), сторонники Баязида перехватили гонцов, ехавших к Джему, блокировали все пути, и Джем не смог прибыть в Стамбул.

    До Мехмеда II случаи убийства близких родственников в династии происходили не один раз. Так, Осман поспособствовал смерти своего дяди, Дундара-бея, не простив ему того, что Дундар претендовал на роль вождя . Савджи , сын Мурада, с помощью византийцев поднял восстание против отца, был схвачен и казнён в 1385 . Якуб , по легендам, был убит по приказу брата, Баязида, на Косовом поле после смерти Мурада. Сыновья Баязида долго воевали друг против друга, в итоге были казнены Мустафа-челеби в 1422 году (если он не погиб в 1402 году ), Сулейман-челеби в 1411 году , вероятно , Муса-челеби в 1413 году . Кроме того, Мехмед, оказавшийся победителем в этой братоубийственной войне, приказал ослепить племянника Орхана за участие в заговоре и связи с Византией. Сын Мехмеда, Мурад, казнил только одного из своих братьев - Мустафу «Кючюка» в 1423 году. Других братьев - Ахмеда, Махмуда, Юсуфа - он приказал ослепить . Любимый сын Мурада, Алаеддин Али (1430-1442 /1443) по традиционная версии, изложенной Бабингером, был казнён вместе с сыновьями по неизвестной причине по приказу отца .

    До Мурада во всех случаях казнь или ослепление родственника была спровоцирована самим казнённым: казнили бунтовщиков и заговорщиков, казнили противников в вооружённой борьбе. Мурад первым велел ослепить несовершеннолетних братьев. Его сын, Мехмед II, пошёл дальше. Сразу после джулюса (вступления во власть), вдовы Мурада пришли поздравить Мехмеда с воцарением. Одна из них, Хатидже Халиме-хатун , представительница династии Джандарогуллары , недавно родила сына, Кючюк Ахмеда. Пока женщина беседовала с Мехмедом, по его приказу Али-бей Эвреносоглу , сын Эвренос-бея , утопил младенца . Дука придавал особое значение этому сыну, называя его «порфиророждённым » (рождённым после того, как его отец стал султаном). В Византийской империи такие дети имели приоритет в наследовании престола. Кроме того, в отличие от Мехмеда, матерью которого была рабыня, Ахмед был рождён от династического союза. Всё это делало трехмесячного младенца опасным соперником и заставило Мехмеда избавиться от него . Убийство (казнь) при воцарении невиновного брата-младенца только для предотвращения возможных проблем до этого у османов не практиковалось. Бабингер называет это «инаугурацией закона братоубийства» .

    После введения закона Фатиха

    Сулейману не пришлось убивать братьев, мустафа и баязид

    5 братьев мурада 3

    19 братьев мехмеда 3+сын махмуд

    мехмед, брат османа

    три брата мурада 4 +хотел ибрагима

    мустафа 4

    Практика посылать шехзаде в санджаки прекратилась в конце XVI века. Из сыновей султана Селима II (1566-1574) в Манису поехал только его старший сын, будущий Мурад III (1574-1595), в свою очередь Мурад III тоже послал туда только своего старшего сына, будущего Мехмеда III (1595-1603). Мехмет III был последним султаном, прошедшим «школу» управления в санджаке. Ещё в течение полувека старшие сыновья султанов будут носить титул санджакбеев Манисы, проживая в Стамбуле .

    Со смертью Мехмеда в декабре 1603 года султаном стал его третий сын, тринадцатилетний Ахмед I , поскольку двух первых сыновей Мехмеда III уже не было в живых (Шехзаде Махмуд был казнен отцом летом 1603 года, Шехзаде Селим скончался ещё ранее от болезни). Поскольку Ахмед ещё не был обрезан и не имел наложниц, у него не было сыновей. Это создавало проблему с наследованием. Поэтому брат Ахмеда, Мустафа , был оставлен в живых, вопреки традиции. После появления сыновей, Ахмед дважды собирался казнить Мустафу, но оба раза по различным причинам отложил казнь. Кроме того, не убивать Мустафу Ахмеда уговаривала Кёсем-султан , имевшая на это свои причины. Когда Ахмед умер 22 ноября 1617 года в возрасте 27 лет, он оставил семь сыновей и брата. Старшим сыном Ахмеда был Осман , родившийся в 1604 году.

    кафес

    Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes («клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

    См. также

    Литература

    • «Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. - М. , 1990.
    • Кинросс лорд. . - Литрес, 2017.
    • Петросян Ю.А. Османская империя . - Москва: Наука, 1993. - 185 с.
    • Финкель К. История Османской империи: Видение Османа. - Москва: АСТ.
    • Encyclopaedia of Islam / Bosworth C.E. - Brill Archive, 1986. - Vol. V (Khe-Mahi). - 1333 p. - ISBN 9004078193 , 9789004078192. (англ.)
    • Alderson Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty . - Oxford: Clarendon Press, 1956. - 186 p. (англ.)
    • Babinger F. Sawdji / In Houtsma, Martijn Theodoor. - Leiden: BRILL, 2000. - Vol. IX. - С. 93. - (E.J. Brill"s first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). - ISBN 978-0-691-01078-6 .
    • Colin Imber. The Ottoman Empire, 1300-1650: The Structure of Power . - New York: en:Palgrave Macmillan , 2009. - P. 66-68, 97-99. - 448 p. - ISBN 1137014067 , 9781137014061. (англ.)