Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Ист.медицины

Но если это так, возникает вопрос, как и когда появился указанный элемент. Некоторые этнографы считали представления о сверхъестественных свойствах предметов особой формой религии - фетишизмом.

Но и в этом случае спрашивается, как и когда возникла такая форма. Третьи утверждают, что подобные представления - подвид анимистических верований. Если согласиться с таким утверждением, то надо объяснить, как возник этот подвид, какова его роль в развитии и генезисе анимистических воззрений. Существуют ученые, которые придерживаются мнения, что вера в «чувственно-сверхчувственные» предметы - составная часть магии.

Такое мнение все равно не исключает, а даже предполагает решение вопроса о том, как возникли подобные представления о чудесных предметах. Другими словами, вопрос о происхождении верований в «чувственно-сверхчувственные» предметы, о месте этих верований в истории религии поставлен этнографической наукой, и нет оснований уклоняться от попыток его решить.

«Символы богов»

Проблема объяснения предметов культа, религиозных «символов богов», «инсигний» и т. д, - одна из важных проблем современной этнографии. О том, в какое затруднение попадает этнограф при анализе так называемых идолов, материальных объектов культа, можно судить по следующему примеру.

Автор одной из работ о религии полинезийцев, К. Ганди, считает различные палочки, куски дерева, пользующиеся почитанием у полинезийцев, «символами божеств». Как и почему эти «божьи палки» (так они называются на туземном языке) стали почитаться, его мало интересует. «На Таити развился обычай заменять красным пером или связкой красных перьев разные изображения божеств».

Такая «замена» несколько удивляет самого исследователя, но он выходит из затруднения следующим образом: «В этом смысле они являются символами богов, но, вероятно, более точно следует говорить о них, как о талисманах божественной силы» 42. Ганди видит, что эти красные перья, с одной стороны, ничем не отличаются от только что указанных палок, деревяшек или, как он их называет, «резных изображений богов», с другой стороны, красные перья очень мало могут «изобразить» богов, к тому же считают, что «их] присутствие приносит достаточную гарантию помощи, и на море, когда приближается буря, их держат по направлению горизонта, откуда дует буря, и именем божеств, которые они изображают, призывают бурю уйти обратно».

Если так дело обстоит с инкарнацией (воплощением) полинезийских божеств, то не менее ярко проступает значение материальных предметов в культе духов предков; каждый из них имеет свою инкарнацию в виде деревьев, камней и т. д. Далее выясняется, что и «животное является родом материализации» богов. Ганди приводит сказание маори, по которому боги «имеют способность принимать видимость земли, ветра, воздуха, пресмыкающихся, крыс, молний, облаков, собак, людей й многих; Других вёщей. Все это „зародыш богов» (god germs)».

Итак, различные материальные предметы и явления природы, по воззрениям маори, оказываются «зародышами» богов; это некое материальное «зерно» нематериальных духов и богов.

Тот круг явлений в религии, который характерен для поли-пезийских верований, встречается этнографу па каждом шагу. Интересно вспомнить, как подходили к анализу подобных верований такие старые этнографы, как, например, Ф. Ратцель.

В почитании материальных предметов он видел характерную черту африканских религиозных верований. «Бесчисленные предметы могут быть фетишами, - писал Ратцель, - обыкновенная форма фетишей, которую носят, например, странники или путники, есть красный, кругловатый сверточек ткани, к которому пришито жрецом сильное „лекарство», по большей части кусочки растения… Кроме того, это обыкновенные рога антилопы…

Затем шкурки, завязанные самым различным образом, корни, шарики из помета животных, кости, зубы, желчные камни и все, что может им встретиться; всем этим они обвешивают себя. Различные качества этих волшебных предметов соответствуют разнообразным целям». «Кроме деревьев, увешанных черепами, на дворах встречаются древесные ветви, к которым привешено известное число камешков или шлаков на бечевках; стебли тростника с травой и пучками перьев часто также служат „кугурами».

Но и в открытых местах, на всех дорогах, в поле и в лесу попадаются странные вещи, играющие роль „кугуров». Можно подумать, что здесь только что играли дети. Это - старые выдолбленные жернова, скрученные усики растения (issus), травяные жгуты, ветви и пр., сложенные вместе; маленькие возвышения из утоптанной земли, украшенные деревом, соломой и камешками, старые кухонные горшки или простые черепки с продетою в них палкою; ветви и кучки листьев, скрученные или сплетенные в виде венка; куски старых циновок и плетений, приколоченные к земле маленькими колышками».

В хижине на Золотом Берегу, по словам одного путешественника, которого вспоминает Ратцель, «лежит на полу деревянный обрубок или камень или же рыбий скелет, а быть может, и барабан или нечто другое, не имеющее ни ценности, ни смысла… В углах навалены всевозможные глиняные черепки, рядом с ними буйволовы и козьи рога, раковины и птичьи перья, служащие волшебными средствами или охраной от колдовства в качестве амулетов».

Ратцель спрашивает: «Почему все негры в Африке оказывают такое предпочтение рогам, что их колдуны в большом коли честве обвешивают себя ими, а их верховные жрецы, т. е. короли, хранят в них самые страшные средства? Откуда исходит почти комическое поклонение горшкам у даяков и альфуров? Все, кажущееся необычайным, находит себе место в собрании редкостей, которыми обвешаны шея и пояс кафрского колдуна.

Благодаря замечательному совпадению, первый большой алмаз на мысе Доброй Надежды найден был в кожаной сухмке на шее колдуна! Почитание камней широко распространено, но обыкновенно воздается большим стоячим глыбам. Впрочем, фетишем в Африке может сделаться каждый камень, и его, обмотав пестрыми лоскутками, носят па шее.

У музгусов длинные жерди, у сандехов бесформенные чурбаны из дерева, утыканные гвоздями, на горе Камерун базальтовые столбы играют роль идолов».

Ратцель отмечает, что так создаются «самыми запутанными путями отношения между бесчисленными душами и всевозможными предметами, в которых они имеют пребывание». Он ищет объяснения этих запутанных связей между духами и бесчисленными предметами в том, что «воображение, тревожно ищущее опоры в окружающем, с прихотливостью, в которой проявляется возбуждение, хватается за предметы, часто совершенно недостойные того».

«Воображение» и «боязливое возбуждение», как результат бессилии дикаря в борьбе с природой, действительно имеет место в качестве основы этой веры в сверхъестественные свойства предметов.

Задание В1. Магия – вера в возможность сверхъестественного воздействия на окружающее (а-3); фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (б-2); тотемизм – вера в родственную связь человеческого коллектива с животным или растительным первопредком (в-1); анимизм – одушевление предметов и явлений окружающего мира (г-4).

Задание В2. Нижний палеолит – верхний палеолит – мезолит – неолит – энеолит (в, б, а, д, г).

Задание В3. Суть «неолитической революции» в переходе человека от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству).

Задание В4. Шумер – Аккад – Ассирия – Персия (в, а, б, г).

Задание В5. Считается, что первая попытка введения монотеизма была предпринята в Древнем Египте при фараоне Эхнатоне (Аменхотепе IV).

Задание В6. Анубис – проводник и покровитель умерших (а-2); Осирис – бог умирающей и воскресающей природы (б-1); Сет – бог пустыни, хаоса и разрушений (в-3); Сехмет – богиня войны (г-4); Тот – бог мудрости и знаний (д-5).

Задание В7. Крито-микенский – гомеровский – архаический – классический – эллинистический (б, д, а, г, в).

Задание В8. Дионис – покровитель виноделия (а-2); Гефест – кузнечного ремесла
(б-1); Арес – бог войны (в-4); Гермес – торговли (г-3).

Задание В9. Учение об идеях – Платон (а-2); учение об огне – Гераклит (б-3); учение о числах – Пифагор (в-4); учение об атомах – Демокрит (г-1).

Задание В10. Пирамида Хеопса – Кносский дворец – Парфенон – Колизей (в, б, г, а).

Блок С

1. Как называется археологический памятник, изображенный на иллюстрации?

2. К какой разновидности мегалитических сооружений он относится?

3. Назовите другие виды мегалитических построек и дайте им определение.

4. Что известно о времени возникновения мегалитов и их назначении?

С2. «Убийство кошки, даже невольное, каралось смертью, причем нередко народ сам устраивал самосуд над убийцей. Случалось, что даже вмешательство фараона не могло спасти преступника. Смерть кошки в доме считалась огромным несчастьем. В знак траура все члены семьи сбривали брови и подрезали волосы. Умерших кошек бальзамировали и хоронили в ящичках, имеющих форму кошки. Ящики эти зачастую бывали сделаны из золота и серебра и богато украшены драгоценными камнями. Хоронили кошек на особых кладбищах. В 1860 г. в Египте, недалеко от Бени-Хасана, обнаружили кошачье кладбище, где было похоронено 180 тыс. кошек».

1. С какими религиозными представлениями было связано обожествление кошек у древних египтян?

2. Какие животные, кроме кошек, почитались в Египте?

3. Какие черты, кроме обожествления животных, были характерны для древнеегипетской религии?


4. Кого в Египте изображали в виде сфинксов и почему?

С3. «Термин «пайдейя» ввели в обиход греческие софисты. Пайдейя софистов состояла из семи частей… В дальнейшем Платон провозгласил пайдейю смыслом жизни души, утверждая, что пайдейя – единственное, что душа уносит на тот свет. Следовательно, все, даже государство, должно быть подчинено пайдейе, поскольку от нее зависит спасение души» .

1. Что означало слово «пайдейя» в Древней Греции?

2. В чем отличие греческой пайдейи от схожих явлений «варварского» Востока?

3. Из каких «семи частей» состояла греческая пайдейя?

4. Какие термины, связанные с образовательными и научными учреждениями, пришли к нам из Древней Греции?

С4. «Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия или формулы могли обидеть божество и вызвать его гнев. При таком количестве культов необходимо было многочисленное жречество, хорошо знавшее всю обрядность, имена и функции богов» .

1. О каких отличительных чертах древнеримской религии идет речь в данном отрывке?

2. Какие жреческие корпорации существовали в Древнем Риме и как они назывались?

3. В чем состояло главное отличие римского и греческого жречества от древневосточного?

4. Название какой жреческой коллегии Рима сохранилось в титулатуре папы Римского?

Этот период начался около 40 тыс. лет тому назад и закончился в 10 тысяче- летии до н.э. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза, значительно расширились территории расселения первобытных людей, совершенствовалась их трудовая деятельность и социальные отношения.

Характерной чертой этого периода было возникновение общинно-родового строя, сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей, начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания. Первобытный охотник стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охранителем здоровья.

У многих племен бытовало слово “тотем”, что означает “мой род” – отсюда возник термин “ТОТЕМИЗМ” – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного, которое стали называть тотемным животным. Например, в Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, в Индии – корова, у славянских племен – дикий кабан. Тотему не поклонялись, его считали “отцом”, “старшим братом”, защитником от бед и болезней.

Другими религиозными представлениями, характерными для периода ранней родовой общины, были фетишизм, анимизм и магия.

ФЕТИШИЗМ (португ. “фетиш” – амулет, талисман) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья, полезные предметы обихода, т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготавливаться специально в качестве культовых предметов; так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою, укусов ядовитых змей).

АНИМИЗМ (лат. “анима” - душа,) – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с культом умерших, и ритуалы, посвященные мертвым, до сих пор встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке, Африке.

МАГИЯ (греч. “магеа” – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных магических приемов вызвать желаемый результат (изменения погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезней). Позднее появилась лечебная магия - врачевание ран и недугов, основанное на ритуалах и отправлении различных культов. Эти церемонии обычно совершали старейшины рода.

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины, мужчины - потому что нужно было оказывать помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними племенами.

Особенно важным этапом в истории развития человечества стала эпоха поздней родовой общины. Характерной чертой этого периода был переход к земледелию и скотоводству. Началось разведение домашних животных. Были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь.

Тогда же были изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоены строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. Начала развиваться рисуночная живопись (пиктография), и тотемные животные стали изображаться на стенах пещер и скалах.

Врачевание в этот период характеризуется использованием первобытными людьми эмпирических знаний, полученных в результате практического опыта. Для лечения они с успехом пользовались флорой и фауной того континента, на котором проживали: эвкалиптовой смолой, касторовым маслом, луковицами орхидей, жиром животных.

Первобытные врачеватели уже владели определенными навыками:

* они умели останавливать кровотечение при помощи паутины и золы

* при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану

* при заболеваниях кожи делали промывания мочой и прикладывали местную глину

* они владели также приемами оперативного лечения

* умели обрабатывать раны лекарствами, приготовленными из растений,
минералов и частей животных

* накладывали импровизированные “шины” при переломах

* знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания

* умели делать кровопускания (применяя для этого изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений), могли также вскрыть вену при помощи небольшой стрелы, которую выпускали с близкого расстояния.

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней - они понимались как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Приемы врачевания в этих случаях были направлены на изгнание духа болезни из тела больного (например, высасывание “духа болезни” с помощью полого рога буйвола, кормление больных горькой пищей, неприятной для “вселившегося духа”, позднее - ритуальная трепанация черепа для того, чтобы “дух болезни” мог через отверстие покинуть тело больного).

В большинстве случаев трепанация черепа заканчивалась успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по периметру отверстия. Отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции. Но сам факт успешной трепанации указывает на реальность удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, проведенных первобытными врачевателями еще сотни тысяч лет тому назад.

Кафедра организации здравоохранения,

Экономики и социальной работы

Тестовые вопросы

По истории медицины

Ставрополь 2014


УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

Тестовые вопросы по истории медицины / под ред. проф. В.Н. Муравьевой . – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2014. – 53 с.

Составители: д.и.н. А.В. Карташев, доц. Л.Л. Максименко, к.м.н. А.А. Хрипунова, к.м.н. В.Б. Зафирова, О.О. Хорева, В.В. Зенин, А.С. Корольков, Р.С. Спевак.

Тесты составлены на основе рабочей учебной программы по дисциплине «История медицины» для направлений подготовки (специальностей): лечебное дело, педиатрия, стоматология. Предназначены для текущего контроля знаний студентов в ходе семинаров по всем темам дисциплины и промежуточного контроля на итоговом занятии (зачете).

УДК 390. 564.

© СтГМУ, 2014


История медицины как наука.

Медицина в период первобытно-общинного строя

Выберите 1 правильный ответ

Определение истории медицины

*1. история медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

2. история медицины – это наука о закономерностях развития врачевания

3. история медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков

4. история медицины – это наука об изучении народных средств врачевания

Выберите 1 правильный ответ

1.2. В основу периодизации истории медицины положены

1. достижения в области естествознания

2. открытия в области медицины

3. смена правящих династий

4. знаменательные исторические даты

*5. социально-экономические формации

Выберите 1 правильный ответ

Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет

*1. 99% 2. 90% 3. 85% 4. 80% 5. 75%

Выберите 1 правильный ответ

1.12. Одной из форм первобытной религии была вера в то, что человек может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. Она называлась

1. волшебство 2. Магия 3. колдовство

4. тотемизм 5. язычество

Выберите 1 правильный ответ

1.13. Суеверный страх человека перед грозной природой вызывал желание умилостивить ее. Человек стал покланяться земле, воде, огню, населяя природу своеобразными «духами». Такая форма религии называется

1. мистицизм 2. Язычество 3. тотемизм

*4. анимизм 5. христианство

Выберите 1 правильный ответ

На заре формирования человеческого общества создался особый класс людей, посвятивших себя врачеванию. Они назывались

1. зомби 2. Колдун *3. Шаман 4. Берегиня 5. факир

Выберите 1 правильный ответ

Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется

*1. фетишизм 2. Тотеизм 3. Религия

4. астрология 5. анимизм

Выберите 1 правильный ответ

1.16. Для изгнания злого духа первобытные люди проводили «операцию»

1. кастрации *2. трепанации черепа

3. ампутации конечности 4. удаление зуба 5. кесарево сечение

Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества

*1. животного происхождения *2. минерального происхождения

3. комбинированные 4. синтетические

*5. растительного происхождения

Выберите 1 правильный ответ

1.21. Средняя продолжительность жизни первобытных людей составляла:

1. 40-45 лет *2. 30-40 лет 3. 15-20 лет 4. 50-60 лет

Выберите все правильные ответы

История медицины подразделяется на

*1. общую 2. Всемирную *3. частную

4. личную 5. общественную

Выберите все правильные ответы

По костным останкам древних людей можно определить

*1. опухоли костей 2. Рахит 3. травмы

4. инфаркт миокарда 5. гепатит

Выберите все правильные ответы

Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом ее представлении

1. слабительные средства *2. Амулеты *3. заговоры

4. тотемы *5. трепанации черепа

Выберите все правильные ответы

В качестве медицинских инструментов в период первобытно-общинного строя использовались

*1. заточенный камень *2. острая рыбья чешуя

3. острые копья 4. Пинцет 5. ланцет

Выберите все правильные ответы

По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате

1. смены времен года

*2. изменения климатических условий

3. воздействия небесных сил

*4. воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

*5. естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

Выберите 1 правильный ответ

1.30. Как называется вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения?

*1. тотемизм 2. Анимизм 3. Фетишизм 4. шаманизм

Основные черты медицины Древнего мира

(Месопотамия, Египет, Индия, Китай)

Выберите 1 правильный ответ

2.1. Особенности медицины рабовладельческого строя:

1. применение наркоза 2. открытие лекарственных средств

*3. классовый характер медицины 4. общедоступная медицина

Выберите 1 правильный ответ

2.2. Анатомические знания в Древнем Египте получали при:

*1. бальзамировании

2. вскрытии трупов

3. изучении медицинских книг

4. вскрытии животных

Выберите 1 правильный ответ

2.3. Первый свод законов в эпоху рабовладения, содержавший правовые основы деятельности врачевателей:

*1. Законы Хаммурапи 2. Римское право

3. Аюр-Веда 4. Канон медицины

Выберите 1 правильный ответ

2.4. Самый распространенный метод лечения в Древнем Китае:

1. ритуальные танцы *2. лечение от противного

3. заговоры 4. хирургия

Выберите 1 правильный ответ

В Индии медицине обучались

1. в храмах

*2. в специальных школах типа университета

3. в медицинских школах

4. на дому у целителей

5. нигде, была только народная медицина

Выберите 1 правильный ответ

2.7. В какой стране Древнего мира лечили ртутью:

1. Египет 2. Вавилон *3. Индия 4. Китай

Выберите 1 правильный ответ

2.9. Какой метод лечения применялся в Древнем Китае при натуральной оспе:

1. вакцинация *2. вариоляция

3. оперативное вмешательство 4. кровопускание

Выберите 1 правильный ответ

«Предмет математика» - Введение спецкурсов повышает интерес к математике. Трудности при изучении учебного материала.(21%). Среднее арифметическое результатов по математике 5-11 КЛАССЫ (1 полугодие): Результаты опроса среди учащихся 9 класса (в %). Внеклассная работа по математике. Обществознание. 12. Построение графиков сложных функций.

«Описание предмета» - Лыжники. В описании выделяют 3 части: «Подготовка к сочинению «Описание предмета». Тренировка лыжников. Тема урока: Вопросы: Словарик. Цели: Описание. Типы речи. Написать сочинение – описание «Мой любимый предмет». План. Стили речи. Лыжные соревнования.

«Признак предмета» - Предмет. Выполни действия, сохранив общий признак каждой группы. Раскрась: большой клубок – синим цветом, средний – зеленым, маленький – красным. Назовите основные правила техники безопасности, которые следует соблюдать находясь в кабинете информатики. Пиктограммы.» и «Гимнастика для рук». С какими признаками предметов вы сегодня познакомились?

«Учебные предметы» - Учебный предмет “Технология (Труд)”. «Обществознание». Экспертиза и утверждение учебного плана общеобразовательного учреждения. «Естествознание». Рекомендуется введение 1 часа/нед. из часов школьного компонента – 11 класс. «История». Проведения факультативных и элективных курсов по выбранному профилю или углублению.

«Счёт предметов» - Счет предметов. Работа в парах. Посчитай.

«Интеграция предметов» - Интеграция биологии и информатики. Учитель математики и информатики Кузнецова Елена Ивановна. Использование Интернета. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях интеграции. Всероссийская дистанционная олимпиада "Кенгуру". Проект математики и технологии. Интеграция математики и информатики Проектные работы учащихся.